Матрица фирмы Arthur D. Little Пример
Управленческое значение концепции стратегических зон хозяйствования (СЗХ) состоит в возможности диверсифицированной компании рационализировать организацию разнородных сфер бизнеса.
СЗХ помогут уменьшить сложность подготовки стратегии корпорации и взаимодействия сфер деятельности фирмы в различных отраслях.
Для компании «Системы и Технологии» стратегическими зонами хозяйствования являются:
1. Производство, проектирование и конструирование автоматизированных информационно-измерительных систем контроля и учёта электроэнергии (АИИС КУЭ);
2. Монтажно-наладочные услуги, тестирование оборудования;
3. Анализ проектов АИИС, консультационные и инжиниринговые услуги в энергетике;
4. Выпуск, интеграция и сопровождение специализированного программного обеспечения;
5. Производство, проектирование и конструирование ИКМ «Пирамида»;
6. Производство, проектирование и конструирование комплекса Телемеханика.
Матрица фирмы Arthur D. Little (ADL/LC), в основе которой лежит концепция жизненного цикла отрасли или бизнес-единицы, проходящих в своем развитии четыре стадии: рождение, развитие, зрелость, спад, а также параметры конкурентной позиции бизнеса, новое направление бизнеса Компания «Системы и Технологии» должно функционировать в условиях естественного развития, обеспечивая конкурентоспособность компании с начальных стадий жизненного цикла (рис. 1).
Рис. 1. Концепция Артура де Литтла (модель ADL) для Компания «Системы и Технологии»
Избирательное развитие бизнес-единиц №2 и №3, свидетельствует о том, что фирма на начальном периоде времени не может обеспечить конкурентоспособность.
Анализ конкурентных позиций бизнес-единиц и характеристика стадий жизненного цикла отрасли представлен в табл. 1.
Матрица фирмы Arthur D. Little (ADL/LC)
Таблица 1. Конкурентные позиции бизнес-единиц компании «Системы и Технологии»
Номер и наименование бизнес-единицы |
Позиция бизнеса |
Характеристика позиции |
№1 Производство, проектирование и конструирование автоматизированных систем контроля и учёта электроэнергии и мощности (АСКУЭ);
№4 Выпуск, интеграция и сопровождение специализированного программного обеспечения;
№5 Производство, проектирование и конструирование ИКМ «Пирамида».
№6 Производство, проектирование и конструирование комплекса Телемеханика.
|
Сильная |
Данные виды бизнеса выбирают свою стратегию независимо от действий конкурентов и имеют перед ними определенные преимущества. Относительная доля рынка может быть в 1,5 раза больше доли самого крупного конкурента, но абсолютного преимущества нет. |
№2 Монтажно-наладочные услуги, тестирование оборудования;
№3 Анализ проектов АИИС, консультационные и инжиниринговые услуги в энергетике.
|
Благоприя-тная (заметная) |
Данные виды бизнеса характеризуются как одни из лидеров в слабо концентрированных отраслях, где все участники находятся примерно на одном уровне и никто не занимает доминирующих позиций. Эти бизнесы характеризуются относительной безопасностью, так как они имеют свою рыночную нишу. Кроме того, они могут значительно улучшить свое положение. |
Характеристики стадий жизненного цикла отрасли приводится в табл. 2.
Таблица 2. Характеристики стадий жизненного цикла отрасли
Фактор |
Стадия жизненного цикла |
|||
Рождение |
Рост |
Зрелость |
Спад |
|
Темп роста
|
?
|
Выше темпа роста ВНП |
Ниже темпа роста ВНП |
Меньше нуля |
Продуктовая линия |
Базовая
|
Разнообразная |
Обновленная |
Сужающаяся
|
Число конкурентов
|
Возрастающее
|
Большое и возрастающее
|
Незначительное (постоянные конкуренты) |
Сокращающееся
|
Деление рынка
|
Фрагментарное
|
Фрагментарное, несколько лидеров |
Концентрация
|
Дальнейшая концентрация |
Стабильность доли рынка
|
Непостоянная
|
Позиции лидеров меняются |
Закрепившиеся лидеры
|
Высокая
|
Постоянство потребителей
|
Отсутствует
|
Некоторое, агрессивность покупателей
|
Наличие определенных покупательских предпочтений |
Высокое
|
Стартовые барьеры |
Отсутствуют |
Достаточно низкие |
Высокие
|
Очень высокие |
Технология
|
Разработка продукта
|
Расширение продуктовой линии |
Обновление продуктовой линии |
Минимально необходимая
|
Бизнес-единица |
№6 |
№1, №4, №5 |
№2, №3 |
|
Уточненные варианты стратегии бизнес-единицы №6 являются: улучшение конкурентного положения возможно за счет наращивания производственных мощностей и реализации программ проникновения на рынок, а быстрый рост доли рынка достигается через применение эффективных технологий, выполнение условий стратегии улучшения конкурентного положения, формирования идей новый продукт/ новые рынки и новые продукты/ старые рынки (табл. 3).
Таблица 3. Уточненные стратегии и рекомендации матрицы Arthur D. Little, в рамках бизнес-единиц компании «Системы и Технологии»
Конкурентная позиция/стадия жизненного цикла отрасли |
Прибыль |
Денежный поток |
Инвестиции |
Возможные стратегии |
|||||||||||||||||
Бизнес-единица №1. Производство, проектирование и конструирование автоматизированных систем контроля и учёта электроэнергии и мощности (АСКУЭ) |
|||||||||||||||||||||
Сильная/ рост |
Вероятная |
Вероятен заем |
С целью увеличения темпов роста |
Лидерство в ценах: - Обратная интеграция, - Развитие производственных мощностей за рубежом, - Методы и направления повышения эффективности. - Старые продукты/ старые рынки, - Эффективная технология, - Снижение себестоимости. |
Быстрый рост доли рынка: - Развитие бизнеса за рубежом, - Развитие производственных мощностей за рубежом, - Наращивание производственных мощностей, - Прямая интеграция, - Проникновение на рынок, - Методы и направления повышения эффективности, - Новые продукты/ новые рынки, - Новые продукты/ старые рынки. - Старые продукты/ новые рынки, - Эффективная технология. |
||||||||||||||||
Бизнес-единица №2. Монтажно-наладочные услуги, тестирование оборудования |
|||||||||||||||||||||
Заметная/ зрелость |
Умеренная |
Положительный |
Минимальное и/или избирательное реинвестирование |
Рост доли рынка с увеличением производства: - Обратная интеграция, - Развитие бизнеса за рубежом, - Развитие производственных мощностей за рубежом, - Экспорт той же продукции, - Прямая интеграция, |
Поиск и защита рыночной ниши: - Обратная интеграция, - Прямая интеграция, - Начальная стадия развития рынка, - Рационализация рынка, |
||||||||||||||||
|
|
|
|
- Лицензирование за рубежом, - Методы и направления повышения эффективности, - Новые продукты/старые рынки, - Старые продукты/новые рынки, - Старые продукты/старые рынки.
|
- Рационализация ассортимента продукции, - Старые продукты/новые рынки.
|
||||||||||||||||
Бизнес-единица №3. Анализ проектов АИИС, консультационные и инжиниринговые услуги в энергетике |
|||||||||||||||||||||
Заметная/ зрелость |
Умеренная |
Положительный |
Минимальное и/или избирательное реинвестирование |
Рост доли рынка с увеличением производства: - Обратная интеграция, - Развитие бизнеса за рубежом, - Развитие производственных мощностей за рубежом, - Экспорт той же продукции, - Прямая интеграция, - Методы и направления повышения эффективности, - Новые продукты/старые рынки, - Старые продукты/новые рынки. |
Поиск и защита рыночной ниши: - Обратная интеграция, - Прямая интеграция, - Начальная стадия развития рынка, - Рационализация рынка, - Рационализация ассортимента продукции, - Старые продукты/новые рынки.
|
||||||||||||||||
Бизнес-единица №4. Выпуск, интеграция и сопровождение специализированного программного обеспечения |
|||||||||||||||||||||
Сильная/ рост |
Вероя-тная |
Вероятен заем |
С целью увеличения темпов роста |
Лидерство в ценах: - Обратная интеграция, - Развитие производственных мощностей за рубежом, - Методы и направления повышения эффективности. - Старые продукты/ старые рынки, - Эффективная технология, - Снижение себестоимости.
|
Быстрый рост доли рынка: - Развитие бизнеса за рубежом, - Развитие производственных мощностей за рубежом, - Наращивание производственных мощностей, - Прямая интеграция, - Проникновение на рынок, - Методы и направления повышения эффективности, - Новые продукты/ новые рынки, - Новые продукты/ старые рынки. - Старые продукты/ новые рынки, - Эффективная технология. |
||||||||||||||||
Бизнес-единица №5. Производство, проектирование и конструирование ИКМ «Пирамида» |
|||||||||||||||||||||
Сильная/ рост |
Вероятная |
Вероятен заем |
С целью увеличения темпов роста |
Лидерство в ценах: - Обратная интеграция, - Развитие производственных мощностей за рубежом, - Методы и направления повышения эффективности. - Старые продукты/ старые рынки, - Эффективная технология, - Снижение себестоимости.
|
Быстрый рост доли рынка: - Развитие бизнеса за рубежом, - Развитие производственных мощностей за рубежом, - Наращивание производственных мощностей, - Прямая интеграция, - Проникновение на рынок, - Методы и направления повышения эффективности, - Новые продукты/ новые рынки, - Эффективная технология. |
||||||||||||||||
Бизнес-единица№6. Производство, проектирование и конструирование комплекса Телемеханика |
|||||||||||||||||||||
Сильная/ рождение |
Может отсутство-вать |
Отрица- тельный (заем) |
В соответствии с требованиями рынка |
Улучшить конкурентное положение: - Наращивание производственных мощностей, - Начальная стадия развития, - Проникновение на рынок. |
Быстрый рост доли рынка: - Развитие бизнеса за рубежом, - Развитие производственных мощностей за рубежом, - Наращивание производственных мощностей, - Прямая интеграция, - Проникновение на рынок, - Методы и направления повышения эффективности, - Новые продукты/ новые рынки, - Новые продукты/ старые рынки. - Старые продукты/ новые рынки, - Эффективная технология. |
||||||||||||||||
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость