Задача по АВС-анализу с решением
Пример АВС-анализа товарного ассортимента - задача с решением
Произвести оптимизацию товарного ассортимента компании.
Известны следующие данные по деятельности предприятия за октябрь 2013 года
Товары |
Продано, штук |
Цена единицы, рублей |
Товар 1 |
10 000,00 |
5,00 |
Товар 2 |
100,00 |
2 000,00 |
Товар 3 |
250,00 |
3 000,00 |
Товар 4 |
1 500,00 |
35,00 |
Товар 5 |
700,00 |
230,00 |
Товар 6 |
200,00 |
400,00 |
Товар 7 |
300,00 |
520,00 |
Товар 8 |
800,00 |
300,00 |
Товар 9 |
50,00 |
780,00 |
Товар 10 |
3 500,00 |
10,00 |
Решение задачи по АВС-анализу
АВС-анализ является одним из самых известных и самых применяемых методов для формирования и оптимизации ассортимента. Однако не менее известным является и метод анализа ассортимента Маркон.
АВС-анализ основывается на принципе Парето. Принци Парето подразумевает, что 20% товарных позиций могут приносить 80% прибыли (или выручки) предприятия, а 80% товарных позиций приносят лишь 20% прибыли (выручки). Таким образом, с помощью АВС-анализа можно определить более прибыльные ассортиментные позиции, а неприбыльные можно исключить из ассортимента.
Условно при АВС-анализе продукцию можно разделить на три группы: A, B и C.
Позиции А – это более доходные для предприятия ассортиментные позиции, которые приносят порядка 80% выручки (прибыли).
Позиции В – это менее доходные позиции, которые приносят предприятию порядка 15% выручки (прибыли).
А позиции С приносят предприятию только 5% выручки (прибыли). Поэтому следует задуматься об исключении товаров из группы С из ассортимента.
Для определения доли выручки от продажи каждого из товаров, посчитаем сначала общую выручку, а затем найдем долю выручки от продажи каждой ассортиментной позиции в общей выручке предприятия.
Товары |
Продано, штук |
Доля продаж в общем объеме продаж, % |
Цена единицы, рублей |
Выручка, руб. |
Доля выручки в общей выручке предприятия % |
Товар 1 |
10 000 |
57,47% |
5,00 |
50000 |
2,84% |
Товар 2 |
100 |
0,57% |
2 000,00 |
200000 |
11,34% |
Товар 3 |
250 |
1,44% |
3 000,00 |
750000 |
42,53% |
Товар 4 |
1 500 |
8,62% |
35,00 |
52500 |
2,98% |
Товар 5 |
700 |
4,02% |
230,00 |
161000 |
9,13% |
Товар 6 |
200 |
1,15% |
400,00 |
80000 |
4,54% |
Товар 7 |
300 |
1,72% |
520,00 |
156000 |
8,85% |
Товар 8 |
800 |
4,60% |
300,00 |
240000 |
13,61% |
Товар 9 |
50 |
0,29% |
780,00 |
39000 |
2,21% |
Товар 10 |
3 500 |
20,11% |
10,00 |
35000 |
1,98% |
Итого |
17 400 |
100% |
7 280,00 |
1 763 500 |
100% |
Отсортируем данные таблицы и сделаем вывод по АВС-анализу:
Группа товаров по АВС-анализу |
Товары |
Продано, штук |
Доля продаж в общем объеме продаж, % |
Цена единицы, рублей |
Выручка, руб. |
Доля выручки в общей выручке предприятия % |
Вывод по АВС-анализу |
Товары группы А |
Товар 3 |
250 |
1,44% |
3000 |
750000 |
42,53% |
12,36% проданных товаров приносит 85,46% выручки |
Товар 8 |
800 |
4,60% |
300 |
240000 |
13,61% |
||
Товар 2 |
100 |
0,57% |
2000 |
200000 |
11,34% |
||
Товар 5 |
700 |
4,02% |
230 |
161000 |
9,13% |
||
Товар 7 |
300 |
1,72% |
520 |
156000 |
8,85% |
||
Товары группы В |
Товар 6 |
200 |
1,15% |
400 |
80000 |
4,54% |
9,9% проданных товаров приносит 7,5% выручки |
Товар 4 |
1500 |
8,62% |
35 |
52500 |
2,98% |
||
Товары группы С |
Товар 1 |
10000 |
57,47% |
5 |
50000 |
2,84% |
77,9% проданных товаров приносит 7% выручки |
Товар 9 |
50 |
0,29% |
780 |
39000 |
2,21% |
||
Товар 10 |
3500 |
20,11% |
10 |
35000 |
1,98% |
Вывод АВС-анализа:
Таким образом, пять товаров (товары 3,8,2,5,7) приносят предприятию 85% общей выручки. А товары группы С приносят предприятию только 7% выручки (и при этом это 77,9% проданных товаров). Т.е. затраченные усилия на продажу данных товаров не оправдываются с точки зрения получения прибыли. Поэтому можно задуматься о сокращении продаж товаров группы С (товары 1, 9, 10) и о расширении ассортимента группы А. Товары группы В не такие прибыльные как товары группы А, следует проанализировать ассортимент данной группы, чтобы принять решение об его оптимизации.
Данный пример предназначен для практических занятий. к.э.н., доцент Одинцова Е.В.
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость