ABC-анализ запасов Пример
Задача, иллюстрирующая реализацию АВС-анализа запасов, с решением.
Провести ABC-анализ товарных запасов предприятия, если известно, что за 2013 год предприятие получило следующие доходы от продажи товарных запасов.
Товарные запасы |
Количество продаж, шт |
Цена, руб. |
Товар 1 |
10 |
700 |
Товар 2 |
450 |
270 |
Товар 3 |
5000 |
30 |
Товар 4 |
5 |
120 |
Товар 5 |
230 |
34 |
Товар 6 |
400 |
58 |
Товар 7 |
720 |
300 |
Товар 8 |
100 |
45 |
Товар 9 |
12000 |
4 |
Товар 10 |
2000 |
800 |
Решение задачи
При АВС-анализе запасов анализ основывается на правиле парето, которое означает в лишь небольшая доля запасов приносят большую часть доходов предприятия, а большая часть запасов несут лишь небольшой доход.
По ABC-анализу все запасы разделяют на 3 группы.
1 группа A – это 20% запасов, которые приносят предприятию 80% дохода с продаж.
2 группа B – это 30% запасов, которые приносят предприятию 15% дохода с продаж.
3 группа C – это 50% запасов, которые приносят предприятию 5% дохода с продаж.
Таким образом, запасы группы С невыгодны для предприятия, рационально от них избавляться, расширяя товарные запасы из группы А.
В целях проведения анализа товарных запасов предприятия дополним таблицу, рассчитав доход от продажи (т.е. выручку, равную произведению количества реализуемых товарных запасов на их цену). Также рассчитаем долю продаж каждого товарного запаса в количественном выражении и в денежном (т.е. по количеству продаж в штуках и по доходу в рублях).
Товарные запасы |
Количество продаж, шт |
Цена, руб. |
Доход от продажи товарного запаса в рублях |
Доля продаж в количественном выражении, руб. |
Доля продаж в денежном выражении, руб. |
Товар 1 |
10 |
700 |
7000 |
0,0% |
0,3% |
Товар 2 |
450 |
270 |
121500 |
2,2% |
5,6% |
Товар 3 |
5000 |
30 |
150000 |
23,9% |
6,9% |
Товар 4 |
5 |
120 |
600 |
0,0% |
0,0% |
Товар 5 |
230 |
34 |
7820 |
1,1% |
0,4% |
Товар 6 |
400 |
58 |
23200 |
1,9% |
1,1% |
Товар 7 |
720 |
300 |
216000 |
3,4% |
9,9% |
Товар 8 |
100 |
45 |
4500 |
0,5% |
0,2% |
Товар 9 |
12000 |
4 |
48000 |
57,4% |
2,2% |
Товар 10 |
2000 |
800 |
1600000 |
9,6% |
73,4% |
Итого |
20915 |
2361 |
2178620 |
100% |
100% |
Как видно, в группу A попадает товар 10, приносит предприятию 73,4% дохода, при этом количество реализуемых запасов лишь 9,6% (т.е. с минимумом усилий, направленных на продажи, предприятие получает данных доход).
Также легко выделить товары группы С. В группу С попадают товары 9 и 3, поскольку совокупно они составляют в продажах 81,3% (57,4%+23,9%), а приносят лишь 9,1% дохода (6,9%+2,2%), т.е. усилия на реализацию предприятия по большему счету не оправданы.
В группу В попадают остальные товары, это 1,2, 4-8 товары.
Которые совокупно приносят 17% дохода предприятию (и это 9% продаж).
Вывод АВС-анализа: Таким образом, следует свести к минимуму запасы из группы С, это 3 и 9 товары. Может быть, стоит полностью отказаться от их реализации, если же они являются сопутствующими товарами и востребованы покупателями, то хотя бы уменьшить количество их продаж, расширяя при этот товарные запасы группы А (товар 10).
Данный пример предназначен для практических занятий. к.э.н., доцент Одинцова Е.В.
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость