PEST-анализ. Примеры PEST-анализа (STEP-анализ)
Сущность и примеры PEST-анализа
PEST-анализ также называемый STEP-анализом – это анализ политических, экономических, социальных и технологических факторов внешнего окружения предприятия.
PEST – это аббревиатура от английских слов «Political» – политические, «Economic» – экономические, «Social» – социальные и «Technological» – технологические.
Изучение политических факторов важно, поскольку действующие и издаваемые в стране законы оказывают непосредственное влияние на внешнюю среду компании и ее функционирование.
Экономические факторы определяют то, на какие ресурсы может рассчитывать предприятие.
Социальные факторы определяют клиентов компании.
А технологические факторы помогают определить основное направление технологического развития, которое может стать причиной изменений на рынке в виду появления новых продуктов.
Рассмотрим пример PEST-анализа на примере компании системы и технологии.
Для разработки стратегии организации необходимо произвести системный анализ внешней среды организации (PEST-анализ)
Политико-правовые факторы. Становление и развитие компании «Системы и Технологии» непосредственно связано с функционированием и развитием энергетической отрасли в части приборного учета электроэнергии и автоматизацией учета.
Возможным мероприятием по улучшению энергосбережения, повышению энергоэффективности энергетического комплекса Владимирской области, устойчивому и надежному энергоснабжению населения, а также снижению техногенной нагрузки ТЭК на окружающую среду может стать применение АИИС КУЭ, в том числе и производства компании «Системы и Технологии», позволяющих сократить потери энергии и создать оперативный учет потребления энергоресурсов.
Экономические факторы. Экономический рост российской экономики, необходимость исполнения требований Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации " неизбежно влечет за собой существенное изменение спроса на энергетические ресурсы как со стороны физических так и юридических лиц, в том числе со стороны малого и среднего бизнеса.
Социокультурные факторы. Для обеспечения компании кадровым потенциалом и квалифицированными специалистами компании «Системы и Технологии» сотрудничает с рядом крупных учебных заведений, в том числе с ИГЭУ, и организаций занимающихся обучением и переподготовкой специалистов энергетической отрасли. Результатом сотрудничества с ВУЗами стал ежегодный прием на работу выпускников.
Технологические факторы. Решаются задачи повышения качества диспетчерского управления, минимизации потерь электроэнергии в сетях, ввода новых энергетических мощностей, увеличилось электросетевое строительство.
Переход к управлению режимами путем экономической мотивации участников рынка определяет потребности отрасли в новом высокотехнологичном оборудовании, разработка которого является основой для формирования стратегического развития предприятия «Системы и Технологии» и обеспечения стабильного положения компании на рынке.
Анализ факторов внешней среды (ПЕСТ-анализ) представлен в табл 1.
Таблица 1. Факторы внешней среды компании «Системы и Технологии»
Фактор |
Проявление |
Возможные ответные меры |
Политические и правовые факторы |
||
Ориентация на рыночное регулирование экономики |
Возможность выбора среды хозяйственной деятельности |
Изыскание новых направлений деятельности |
Регулирование договорных отношений |
Ослабление дисциплины платежей и поставок |
Страхование поставок, стимулирование партнеров |
Либерализация внешнеэкономического сотрудничества |
Возможность выхода на внешний рынок |
Получение международного сертификата на продукцию, внедрение ИСО 9001 |
Ввод ограничений на ввоз импортного оборудования |
Удорожания импортного оборудования |
Поиск новых партнеров |
Государственное регулирование конкуренции в отрасли |
Реализация антимонопольного законодательства, пресечение рейдерских схем |
Слияние (объединение) компаний |
Поддержка инновационных предприятий |
Финансирование, гранты, лоббирование интересов |
Участие в инновационных программах Правительства РФ |
Государственное влияние в отрасли, включая долю государственной собственности |
Энергокомпании конкурентного сектора принадлежат частным акционерам и работают в условиях рыночной конкуренции, а в монопольном секторе сохраняется государственное регулирование и госсобственность |
Регистрация и участие на торгах на электронной торговой площадке В2В-energo. Осуществление подрядных работ на тендерной основе (подготовка тендерной документации) |
Степень обязательности правовых норм |
Регулирование коммерческого учета комплексом нормативно-правовых актов РФ |
Следование законодательной базе РФ и отраслевым стандартам Минэнерго РФ |
Экономические факторы |
||
Инвестиционный климат в отрасли |
Увеличение объемов инвестиций в проектно-изыскательные, строительно-монтажные работы (электроэнергетика), диспетчеризацию |
Направление ресурсов компании на развитие данных стратегических направлений деятельности |
Угроза высоких темпов инфляции |
Обесценивание накоплений |
Введение финансовых операций, сохраняющих покупательскую способность средств |
Установление высоких налоговых ставок |
Отток средств из сферы производства в бюджет |
Завышение себестоимости продукции
|
Платежеспособный спрос |
Увеличение |
Наращивание объемов |
Платежеспособный спрос |
платежеспособного спроса |
производства, освоение новых сегментов рынка |
Социокультурные факторы |
||
Рост мобильности населения |
Отток работников |
Совершенствование системы стимулирования; автоматизация и механизация труда |
Технологические факторы |
||
НТП в сфере производства |
Появление новых материалов, оборудования, технологий |
Дополнительные вложения в «ноу-хау» и обновление мощностей |
НТП в социальной сфере |
Рост уровня потребностей населения |
Маркетинг, улучшение условий труда и быта работников предприятия |
Возможность производства новой продукции (развитие конкурентных технологий) |
Усовершенствованная база программных продуктов |
Создание комплекса систем телеметрии |
Фокус отрасли на технологическое развитие |
Разработка инвестиционной программы модернизации и технологического перевооружения объектов энергетической отрасли, ввод новых мощностей |
Наращивание объемов производства высокотехнологичной продукции, отвечающей требованиям рынка |
Рассмотренные факторы внешней среды, оказывающие наибольшее влияние на деятельность компании «Системы и Технологии» определили следующие перспективы и проблемы компании:
К перспективам необходимо отнести увеличение спроса на основную продукцию компании по причинам, изложенным выше, возможность выхода на другие отрасли экономики (РЖД, нефтяные и газовые компании, подразделения Министерства обороны РФ), расширение экспортных возможностей за счет сертификации к требованиям законодательства стран таможенного союза.
Конкуренты. Развитие коммерческого учета электрической энергии в России началось позднее, чем в Западной Европе и США, и, поэтому, основой для создания систем АИИС КУЭ явилось, прежде всего, импортное оборудование и программное обеспечение.
Среди лидеров производителей приборов для АИИС КУЭ наиболее распространенных в России наряду с компанией «Системы и Технологии» можно назвать, Эльстер Метроника (Швейцария), ISKRA (Словения), которую в России представляет компания ЗАО «Искрен».
Российскими конкурентами являются ООО «Инженерная компания «Прософт-Системы» и ООО «СКБ Амрита». Цены на сопоставимые по количеству точек учета устройств сбора-передачи данных (УСПД) могут колебаться от $ 4,0 тыс. у отечественных производителей до $20,0 тыс. у отдельных зарубежных изготовителей. Усиление конкурентоспособности компании возможно за счет внедрения единой стратегии развития предприятия, акценту на увеличение доли рынка, повышение показателей кадрового и финансового потенциала, развитие маркетинговых и сбытовых направлений. Эффективное управление компанией путем использования научной организации труда и управления производством ставит компания «Системы и Технологии» в список наиболее конкурентоспособных организаций на рынке автоматизации учета электроэнергии, поскольку фирма является производителем и поставщиком полного комплекса услуг, что должно быть отражено в общей концепции стратегического развития компании. Благодаря слаженной работе всего коллектива, его высокой квалификации и опыту, фирма ориентируется на потребности клиентов, учитывает индивидуальный подход к каждому заказчику, и предлагает надежные и передовые решения в каждом изделии, а также при создании системы в целом.
На рис. 1 отражено распределение объемов продаж по регионам.
Рис. 1 Анализ объемов продаж контроллеров компании «Системы и Технологии» по регионам в 2008-2011гг., %
Основной группой потребителей продукции компании «Системы и Технологии» в 2009-2011 гг. является группа филиалов МРСК, ТГК и ОГК – 79%-83%.
В общей структуре, филиалы МРСК также являются основными потребителями – 80%, промышленные предприятия образуют вторую по величине группу – 12%, государственные структуры, включающие Министерство обороны, ОАО «Российские железные дороги», АК «Транснефть» стали потребителями 6% выпущенной продукции, на бытовой сектор приходится наименьший объем – 2%. (рис.2).
Рис. 2. Анализ структуры потребителей продукции компании «Системы и технологии» Компания «Системы и Технологии» постоянно ориентируется на потребительский спрос. Предприятия подают заявки на продукцию, при этом у каждой организации есть свои требования, пожелания и предпочтения на заказываемые контроллеры. Поэтому, при изготовлении контроллеров фирма учитывает все требования, пытаясь максимально удовлетворить запрос потребителя. Структура предоставляемого оборудования в общем объеме продаж представлена на рис. 3. (подробный анализ структуры продаж компании за 2009- 2011 г. – в табл. 2).
Рис. 3. Анализ объемов продаж предприятия «Системы и Технологии»
Таблица 2. Анализ объемов продаж ЗАО ИТФ «Системы и Технологии»
п/п |
Наимено- вание продукции |
2009 год, шт. |
Цена за единицу продук- ции с НДС, тыс. руб. |
Выручка, тыс. руб. |
Удель- ный вес, % |
20010 год, шт. |
Цена за единицу продук- ции с НДС, тыс. руб. |
Выручка, тыс. руб. |
Удель- ный вес, % |
1-3 квартал 2011 года, шт. |
Цена за единицу продук- ции с НДС, тыс. руб. |
Выручка, тыс. руб. |
Удель- ный вес, % |
1 |
Сикон С1 |
244 |
110 |
26821 |
28,1 |
92 |
121 |
11127 |
7,5 |
8 |
155 |
1242 |
1,0 |
2 |
Сикон С10 |
121 |
78 |
9462 |
9,9 |
34 |
82 |
2796 |
1,9 |
11 |
75 |
830 |
0,6 |
3 |
Сикон С30 |
12 |
58 |
701 |
0,7 |
10 |
58 |
584 |
0,4 |
3 |
75 |
226 |
0,2 |
4 |
Сикон С50 |
57 |
205 |
11690 |
12,2 |
24 |
205 |
4922 |
3,3 |
5 |
249 |
1246 |
1,0 |
5 |
Сикон С60 |
23 |
13 |
299 |
0,3 |
х |
х |
х |
х |
6 |
16 |
97 |
0,1 |
6 |
Контроллер ТС |
135 |
13 |
1752 |
1,8 |
14 |
13 |
182 |
0,1 |
х |
х |
х |
х |
7 |
Сикон ТС 65 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
233 |
14 |
3225 |
2,5 |
8 |
Сикон С70 |
143 |
89 |
12685 |
13,2 |
399 |
89 |
35394 |
23,7 |
519 |
114 |
59040 |
45,2 |
9 |
ИКМ Пирамида |
х |
х |
х |
х |
55 |
279 |
15354 |
10,3 |
35 |
335 |
11717 |
9,0 |
10 |
ИКМ |
219 |
3 |
688 |
0,7 |
91 |
3 |
286 |
0,2 |
61 |
3 |
192 |
0,1 |
11 |
УСВ-1 |
118 |
28 |
3300 |
3,4 |
340 |
31 |
10702 |
7,2 |
104 |
41 |
4252 |
3,3 |
12 |
Модули грозозащиты |
1925 |
1 |
2574 |
2,7 |
781 |
1 |
1044 |
0,7 |
658 |
2 |
1182 |
0,9 |
13 |
Модули |
2794 |
3 |
8010 |
8,4 |
3030 |
3 |
9672 |
6,5 |
2561 |
4 |
10833 |
8,3 |
14 |
Шкафы учета |
198 |
56 |
11051 |
11,5 |
839 |
44 |
37291 |
25,0 |
158 |
55 |
8692 |
6,7 |
15 |
Разветви-тельная коробка |
2838 |
1 |
2177 |
2,3 |
3473 |
1 |
2664 |
1,8 |
6172 |
1 |
5536 |
4,3 |
16 |
Программное обеспечение |
114 |
40 |
4583 |
4,8 |
138 |
124 |
17071 |
11,4 |
166 |
132 |
21862 |
16,8 |
Итого: |
8941 |
х |
95794 |
100,0 |
9320 |
х |
149089 |
100,0 |
10700 |
х |
130173 |
100,0 |
Поставщики-партнеры. Основные поставки комплектующих и технических средств для АИИС КУЭ осуществляет ООО «Инфотех» (рис. 4).
Рис. 4. Анализ объемов поставок основных поставщиков
Компания «Системы и Технологии»
Долгосрочное сотрудничество определило стабильность цен поставщиков компании, однако в 2009-2010 г. возникла проблема сбоев в поставке и наличие брака в комплектации.
После проведения PEST-анализа (иначе именуемого STEP-анализ) составляют матрицу, в которой оговаривают самые важные факторы, выявленные в ходе PEST-анализа, каждому фактору выставляют балл или ранг, определяющий его важность.
Таким образом, результаты PEST-анализа дают возможность проанализировать внешнее окружение предприятия, и оценить текущую ситуацию, которая сложилась в коммерческой деятельности и в производственной деятельности.
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость