Goodstudents.ru

 

 

 

 

 

Статьи по анализу ассортимента Оптимизации затрат Методологические аспекты ассортиментной политики Одинцова Е.В.
Методологические аспекты ассортиментной политики Одинцова Е.В.

Методологические аспекты ассортиментной политики Одинцова Е.В.

(диссертация канд. экон. наук Одинцова Е.В. Методы формирования оптимального ассортимента производственной программы машиностроительного предприятия)

Проблема формирования ассортимента и производственной программы широко рассматривается в отечественной и зарубежной литературе. Эффективно подобранный ассортимент выпускаемой продукции способен оптимизировать валовую прибыль предприятия, а, следовательно, способствует достижению стратегической цели деятельности коммерческого предприятия: повышению его рыночной стоимости.

Однако освещающая данную тематику литература характеризуется отсутствием единого определения таких категорий как «товарный ассортимент», «ассортиментная политика». Кроме того, современные авторы не приходят к общему мнению относительно методов формирования ассортимента. Таким образом, различные трактовки отражают реально существующую сложность содержания данных категорий (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Определение понятия «товарный ассортимент» (оригинальная версия)

Определение

Источник

1. Товарный ассортимент – это

1) все товары, имеющиеся у производителя, розничного торговца или оптовика;

2) группа товаров одного и того же производителя, которой присущи общие или родственные характеристики и предназначенная для общих или родственных рынков.

[153]

2. Товарный ассортимент – это группа товаров, схожих по своим функциям, характеру потребительского спроса на них или по характеру каналов их распространения.

[123, C. 89]

3. Ассортимент в широком смысле слова характеризует состав товаров (услуг) производственного назначения и народного потребления, находящихся в сфере обращения. Ассортимент в узком смысле слова характеризует подбор товаров (услуг) на конкретном предприятии, его отделах, секциях, рабочих местах.

[30, C. 27]

Данные определения достаточно точно отражают сущность товарного ассортимента, однако, в них не раскрывается экономическая природа данной категории. С нашей точки зрения, товарный ассортимент – это важнейший фактор воздействия на спрос и предложение продукции, а, следовательно, и на оборачиваемость товаров.

Ассортимент каждого конкретного предприятия представляет собой определенный процент общего товарного предложения отрасли и страны в целом. Следовательно, ассортимент – важнейший фактор, воздействующий на результат деятельности предприятий и отраслей промышленности. Обобщая можно дать следующее определение понятия «товарный ассортимент». Ассортимент товаров – это 1) совокупность их видов и разновидностей, объединенных по определенному признаку, 2) важнейший фактор, воздействующий на результат деятельности предприятий и отраслей промышленности.

Понятие «товарного ассортимента» связано с понятием «ассортиментной политики». Рассмотрим толкования данного понятия (табл. 1.2.):

Таблица 1.2. Понятие «ассортиментная политика» (оригинальная версия)

Определение

Источник

1. Ассортиментная политика – целенаправленное формирование ассортимента с учётом развития общественных потребностей, покупательского спро­са, достижений научно-технического прогресса.

[105, C. 157]

2. Ассортиментная политика это система взглядов и ком­плекс мер по управлению товарным ассортиментом.

[97, C. 31]

3. Ассортиментная политика – отдельная область управленческой деятельности, самостоятельная дисциплина, которая подразумевает весь комплекс мероприятий по управлению ассортиментом. В ней применяется процессный, системный и ситуационный подходы, и необхо­димо формировать и реализовать свои стратегии, функции и цели.

[121, C. 380]

4. Ассортиментная политика цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руко­водством организации.

[94, C. 75]

5. Ассортиментная политика – это деятельность предприятия по подбору изделий в номенклатурный набор, обеспечивающий предприятию экономическую стабильность.

[92, C. 11]

6. Ассортиментная политика – это манипулирование товаром таким образом, чтобы предприятию было выгодно его производить и продавать.

[153]

7. Ассортиментная политика это система взглядов на разви­тие (концепция развития) ассортимента и адекватная система мер по её реализации в сфере производства, обмена и потребления.

[89, C. 12]

8. Ассортиментная политика – это политика, суть которой состоит в определении номенклатуры произведенных или реализованных товаров с учетом собственных возможностей, возможностей поставщиков, партнеров, потребностей рынка, степени риска, сезонности, спроса, конъюнктуры и динамики цен.

[28, C. 25]

9. Ассортиментная политика это программа действий предприятия в области производства товара. Она определяет, какой товар пользуется максимальных спросом и соответствует потребностям покупателя, определяет его качество и свойства; устанавливает правила для создания новых товаров, способствует эффективному формированию ассортимента товаров и управлению им, прогнозирует жизненный цикл товаров.

[84, C. 78]

10. Под товарным ассортиментом понимается группа товаров, схожих по характеру потребительского спроса на них, по своим функциям, по характеру каналов их распространения.

Автором диссертационного исследования проанализированы приведенные в таблице определения.

В определениях 1,2,3,4,6 делается попытка подчеркнуть целевую направленность ассортиментной политики, которую можно назвать неудачной, так как данные цели не конкретизируются. Без информации о конечной цели ассортиментной политики представляется трудным понять сущность данного понятия. На практике отсутствие заданных целей при разработке ассортиментной политики может привести к отрицательным последствиям: непродуманному ассортименту, низкому спросу на продукцию, высоким издержкам, низкой прибыли или же убыткам. Аналогичные недостатки свойственны во многом определениям 2,7, в которых ничего не сказано о целях и желаемых итогах ассортиментной политики. При отсутствии целей необходимость наличия стратегии у предприятия тоже отпадает, и оценка принятых решений становится весьма затруднительной. Следовательно, данные определения не раскрывают сути понятия.

Для определения 2 характерно смешение понятий «управление ассортиментом» и «ассортиментная политика».

Определение 10 ориентировано на торговую сеть, поэтому не отражает сущности ассортиментной политики машиностроительного предприятия. В то же время исходя из данного определения очень сложно выделить какие-либо определенные критерии оценки уровня удовлетворения народного хозяйства продукцией предприятия. Данное определение ориентирует ассортиментную политику на удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства, что не подразумевает оптимизацию прибыли предприятия, а именно это должно являться его стратегической целью, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Определение 5 акцентирует внимание на обеспечении экономической стабильности, как наиболее важном факторе, но заметим, что речь не идет о повышении экономических показателей деятельности предприятия. Целью ставится лишь поддержание экономических показателей на определенном уровне. Таким образом, данная стабильность может означать чрезвычайно низкую прибыльность деятельности. Тем самым, в данном определении заложено противоречие стратегической цели деятельности любого предприятия – повышению его рыночной стоимости.

Определения 1,4 приравнивают ассортиментную политику к формированию ассортимента. В действительности же формирование ассортимента, заключающееся в разработке определенной номенклатуры продукции и внесении ее в производство, является лишь составляющей ассортиментной политики.

Определение 6 также представляется достаточно ограниченным. Подчеркивается лишь цель ассортиментной политики, заключающаяся в выгодном производстве и сбыте. В определении отсутствуют как критерии оценки данной «выгодности», так и методы манипулирования продукцией для обеспечения «выгодности» производства и реализации продукции.

Обобщая вышесказанные замечания, сформулируем определение ассортиментной политики таким образом: ассортиментная политика – это совокупность мероприятий по выбору ассортимента, направленных на повышение капитализации бизнеса в соответствии с его возможностями в данной конкурентной среде.

(диссертация на соискание степени кандидата экономических наук Е.В. Одинцова)

Список литературы

28. Баев, А.В. Совершенствование методов экономической оценки ассортиментной политики нефтеперерабатывающего предприятия [Текст]: Дис. К.э.н.:8.00.05, Уфа, 2005. – 145 с. РГБ ОД, 61:05-8/4116

30. Берман, Б. Маркетинг [Текст]: Учебник / Б. Берман, Д. Эванс. – М.: Экономика, 1993, 395 с.

31. Бланк, И.А. Управление торговым предприятием [Текст]. – К: Укра-инско- Финский институт менеджмента и бизнеса, 1999. – 256 с.

35. Бронникова, Т.С. Маркетинг [Текст]: Учебное пособие / Т.С. Бронни-кова, А.Г. Чернявский – Таганрог: ТРТУ, 1999. – 110 с.

84. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии [Текст]: 1 отдел, 3 том. – М.: Издательство политической литературы, 1985. – 678 с.

89. Мищенко, Л.Я. Формирование концепции и практических механизмов управления стоимостью компании / Л. Я. Мищенко, М.А. Крюков.

92. Немков, В.А. Формирование ассортиментной политики в системе обеспечения экономической устойчивости промышленного предприятия [Текст]: Дисс. канд. эконом. наук.: 08.00.05. – Тюмень. – 2003. –143 с.

94. Новикова, А.М. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами [Текст]: Учебник для нач. проф. образования / А.М. Новикова, Т.С. Голубкина, Н.С. Никифорова, С.А. Прокофьева . М.: ПрофобрИздат. – 2001. – 480 с.

105. Панкратов, Ф. Г. Коммерческая деятельность [Текст]: учебник для вузов / Ф. Г. Панкратов. - 8 е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2005. – 504 с.

121. Рахматуллин, Ренат Киндягулович. Закономерности и особенности ценообразования на рынке сельскохозяйственной продукции[Текст]: Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 Уфа, 2006 195 с. РГБ ОД, 61:06-8/3255

123. Риккардо, Д. Начала политической экономии и налогообложения [Текст]: Сочинения, 2 том.– М., 1935. – 472 с.

153. Shields, M. Implementing Activity-Based Costing Systems Successfully [Текст]: Journal of Cost Management, n.1, 2005, - 58 p.

154. Goodstudents.ru




 






Goodstudents Goodstudents



Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник (администратор сайта).