Методологические аспекты ассортиментной политики Одинцова Е.В.
(диссертация канд. экон. наук Одинцова Е.В. Методы формирования оптимального ассортимента производственной программы машиностроительного предприятия)
Проблема формирования ассортимента и производственной программы широко рассматривается в отечественной и зарубежной литературе. Эффективно подобранный ассортимент выпускаемой продукции способен оптимизировать валовую прибыль предприятия, а, следовательно, способствует достижению стратегической цели деятельности коммерческого предприятия: повышению его рыночной стоимости.
Однако освещающая данную тематику литература характеризуется отсутствием единого определения таких категорий как «товарный ассортимент», «ассортиментная политика». Кроме того, современные авторы не приходят к общему мнению относительно методов формирования ассортимента. Таким образом, различные трактовки отражают реально существующую сложность содержания данных категорий (табл. 1.1).
Таблица 1.1 Определение понятия «товарный ассортимент» (оригинальная версия)
Определение |
Источник |
1. Товарный ассортимент – это 1) все товары, имеющиеся у производителя, розничного торговца или оптовика; 2) группа товаров одного и того же производителя, которой присущи общие или родственные характеристики и предназначенная для общих или родственных рынков. |
[153] |
2. Товарный ассортимент – это группа товаров, схожих по своим функциям, характеру потребительского спроса на них или по характеру каналов их распространения. |
[123, C. 89]
|
3. Ассортимент в широком смысле слова характеризует состав товаров (услуг) производственного назначения и народного потребления, находящихся в сфере обращения. Ассортимент в узком смысле слова характеризует подбор товаров (услуг) на конкретном предприятии, его отделах, секциях, рабочих местах. |
[30, C. 27]
|
Данные определения достаточно точно отражают сущность товарного ассортимента, однако, в них не раскрывается экономическая природа данной категории. С нашей точки зрения, товарный ассортимент – это важнейший фактор воздействия на спрос и предложение продукции, а, следовательно, и на оборачиваемость товаров.
Ассортимент каждого конкретного предприятия представляет собой определенный процент общего товарного предложения отрасли и страны в целом. Следовательно, ассортимент – важнейший фактор, воздействующий на результат деятельности предприятий и отраслей промышленности. Обобщая можно дать следующее определение понятия «товарный ассортимент». Ассортимент товаров – это 1) совокупность их видов и разновидностей, объединенных по определенному признаку, 2) важнейший фактор, воздействующий на результат деятельности предприятий и отраслей промышленности.
Понятие «товарного ассортимента» связано с понятием «ассортиментной политики». Рассмотрим толкования данного понятия (табл. 1.2.):
Таблица 1.2. Понятие «ассортиментная политика» (оригинальная версия)
Определение |
Источник |
1. Ассортиментная политика – целенаправленное формирование ассортимента с учётом развития общественных потребностей, покупательского спроса, достижений научно-технического прогресса. |
[105, C. 157] |
2. Ассортиментная политика – это система взглядов и комплекс мер по управлению товарным ассортиментом. |
[97, C. 31]
|
3. Ассортиментная политика – отдельная область управленческой деятельности, самостоятельная дисциплина, которая подразумевает весь комплекс мероприятий по управлению ассортиментом. В ней применяется процессный, системный и ситуационный подходы, и необходимо формировать и реализовать свои стратегии, функции и цели. |
[121, C. 380]
|
4. Ассортиментная политика – цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации. |
[94, C. 75] |
5. Ассортиментная политика – это деятельность предприятия по подбору изделий в номенклатурный набор, обеспечивающий предприятию экономическую стабильность. |
[92, C. 11]
|
6. Ассортиментная политика – это манипулирование товаром таким образом, чтобы предприятию было выгодно его производить и продавать. |
[153]
|
7. Ассортиментная политика – это система взглядов на развитие (концепция развития) ассортимента и адекватная система мер по её реализации в сфере производства, обмена и потребления. |
[89, C. 12]
|
8. Ассортиментная политика – это политика, суть которой состоит в определении номенклатуры произведенных или реализованных товаров с учетом собственных возможностей, возможностей поставщиков, партнеров, потребностей рынка, степени риска, сезонности, спроса, конъюнктуры и динамики цен. |
[28, C. 25]
|
9. Ассортиментная политика – это программа действий предприятия в области производства товара. Она определяет, какой товар пользуется максимальных спросом и соответствует потребностям покупателя, определяет его качество и свойства; устанавливает правила для создания новых товаров, способствует эффективному формированию ассортимента товаров и управлению им, прогнозирует жизненный цикл товаров. |
[84, C. 78] |
10. Под товарным ассортиментом понимается группа товаров, схожих по характеру потребительского спроса на них, по своим функциям, по характеру каналов их распространения. |
|
Автором диссертационного исследования проанализированы приведенные в таблице определения.
В определениях 1,2,3,4,6 делается попытка подчеркнуть целевую направленность ассортиментной политики, которую можно назвать неудачной, так как данные цели не конкретизируются. Без информации о конечной цели ассортиментной политики представляется трудным понять сущность данного понятия. На практике отсутствие заданных целей при разработке ассортиментной политики может привести к отрицательным последствиям: непродуманному ассортименту, низкому спросу на продукцию, высоким издержкам, низкой прибыли или же убыткам. Аналогичные недостатки свойственны во многом определениям 2,7, в которых ничего не сказано о целях и желаемых итогах ассортиментной политики. При отсутствии целей необходимость наличия стратегии у предприятия тоже отпадает, и оценка принятых решений становится весьма затруднительной. Следовательно, данные определения не раскрывают сути понятия.
Для определения 2 характерно смешение понятий «управление ассортиментом» и «ассортиментная политика».
Определение 10 ориентировано на торговую сеть, поэтому не отражает сущности ассортиментной политики машиностроительного предприятия. В то же время исходя из данного определения очень сложно выделить какие-либо определенные критерии оценки уровня удовлетворения народного хозяйства продукцией предприятия. Данное определение ориентирует ассортиментную политику на удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства, что не подразумевает оптимизацию прибыли предприятия, а именно это должно являться его стратегической целью, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Определение 5 акцентирует внимание на обеспечении экономической стабильности, как наиболее важном факторе, но заметим, что речь не идет о повышении экономических показателей деятельности предприятия. Целью ставится лишь поддержание экономических показателей на определенном уровне. Таким образом, данная стабильность может означать чрезвычайно низкую прибыльность деятельности. Тем самым, в данном определении заложено противоречие стратегической цели деятельности любого предприятия – повышению его рыночной стоимости.
Определения 1,4 приравнивают ассортиментную политику к формированию ассортимента. В действительности же формирование ассортимента, заключающееся в разработке определенной номенклатуры продукции и внесении ее в производство, является лишь составляющей ассортиментной политики.
Определение 6 также представляется достаточно ограниченным. Подчеркивается лишь цель ассортиментной политики, заключающаяся в выгодном производстве и сбыте. В определении отсутствуют как критерии оценки данной «выгодности», так и методы манипулирования продукцией для обеспечения «выгодности» производства и реализации продукции.
Обобщая вышесказанные замечания, сформулируем определение ассортиментной политики таким образом: ассортиментная политика – это совокупность мероприятий по выбору ассортимента, направленных на повышение капитализации бизнеса в соответствии с его возможностями в данной конкурентной среде.
(диссертация на соискание степени кандидата экономических наук Е.В. Одинцова)
Список литературы
28. Баев, А.В. Совершенствование методов экономической оценки ассортиментной политики нефтеперерабатывающего предприятия [Текст]: Дис. К.э.н.:8.00.05, Уфа, 2005. – 145 с. РГБ ОД, 61:05-8/4116
30. Берман, Б. Маркетинг [Текст]: Учебник / Б. Берман, Д. Эванс. – М.: Экономика, 1993, 395 с.
31. Бланк, И.А. Управление торговым предприятием [Текст]. – К: Укра-инско- Финский институт менеджмента и бизнеса, 1999. – 256 с.
35. Бронникова, Т.С. Маркетинг [Текст]: Учебное пособие / Т.С. Бронни-кова, А.Г. Чернявский – Таганрог: ТРТУ, 1999. – 110 с.
84. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии [Текст]: 1 отдел, 3 том. – М.: Издательство политической литературы, 1985. – 678 с.
89. Мищенко, Л.Я. Формирование концепции и практических механизмов управления стоимостью компании / Л. Я. Мищенко, М.А. Крюков.
92. Немков, В.А. Формирование ассортиментной политики в системе обеспечения экономической устойчивости промышленного предприятия [Текст]: Дисс. канд. эконом. наук.: 08.00.05. – Тюмень. – 2003. –143 с.
94. Новикова, А.М. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами [Текст]: Учебник для нач. проф. образования / А.М. Новикова, Т.С. Голубкина, Н.С. Никифорова, С.А. Прокофьева . М.: ПрофобрИздат. – 2001. – 480 с.
105. Панкратов, Ф. Г. Коммерческая деятельность [Текст]: учебник для вузов / Ф. Г. Панкратов. - 8 е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2005. – 504 с.
121. Рахматуллин, Ренат Киндягулович. Закономерности и особенности ценообразования на рынке сельскохозяйственной продукции[Текст]: Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 Уфа, 2006 195 с. РГБ ОД, 61:06-8/3255
123. Риккардо, Д. Начала политической экономии и налогообложения [Текст]: Сочинения, 2 том.– М., 1935. – 472 с.
153. Shields, M. Implementing Activity-Based Costing Systems Successfully [Текст]: Journal of Cost Management, n.1, 2005, - 58 p.
154. Goodstudents.ru
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость