Организационная структура предприятия - Организация производства лекции
Организационная структура – совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы управления. Главный фактор формирования организационной структуры – разделение труда.
Число звеньев в структуре управления определяют ее уровни. Структуры могут быть:
· Одноуровневые;
· Многоуровневые.
В зависимости от характера взаимосвязи организационные структуры бывают:
· Линейные;
· Функциональные;
· Комбинированные.
Каждое подразделение характеризуются количественными и качественными параметрами. Деятельность структурных подразделений регламентируется специальными предложениями, которые определяют функции каждого органа управления, распределение прав и обязанностей между ними, а внутри подразделение каждого исполнителя.
Требования к организационной структуре:
1. Оперативность – управляющее решение должно достигнуть управляемого объекта раньше, чем наступит очередное изменение производства.
2. Надежность – структуру управления должна обеспечивать достоверность и бесперебойность передачи информации.
3. Оптимальность – должно быть небольшое количество звеньев по горизонтали и ступеней по вертикали, но этот минимум должен обеспечить эффективность уровня.
4. Экономичность – наибольший эффект достигается при наименьших затратах на содержание аппарата управления.
Главное влияние на структуру управления оказывают функции управления, их состав и объем работы.
При разработке структуры учитывают следующие факторы:
- Количество сотрудников;
- Объем производства;
- Уровень автоматизации труда;
- Тип производства;
- Номенклатура выпускаемой продукции;
- Состав оборудования;
- Система организации производства и труда.
Организационная структура имеет характер пирамиды, т.е. держит несколько уровней управления. Чем выше уровень управления, тем меньше заняты решением конкретных задач и больше занимается разработкой тактики стратегии производства.
Элементы организационной структуры:
-самостоятельное структурное управленческое подразделение – административно обособленная часть, выполняющая одну или несколько функций (отдел маркетинга, финотдел)
-служба управления – объединение нескольких структурных подразделений (экономическая служба)
-управляющая ячейка - отдельный работник управления
Связи между элементами:
· Горизонтальные (носят характер согласования, является одноуровневым);
· Вертикальные (связи подчинения, которые возникают при наличии нескольких уровней управления)
При создании организационной структуры предприятия необходимо соблюдать некоторые требования:
1. Производственный процесс изготовления продукции должен максимально отвечать требованиям пропорциональности, непрерывности, прямоточности и ритмичности;
2. Количество элементов структуры должно быть минимальным, но достаточным для нормального функционирования системы управления;
3. Структура должна быть мобильной, способной быстро адаптироваться к изменяющимся условиям;
4. Структура должна обеспечивать достаточную эффективность ее функционирования.
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость