Практика оптимизации ассортимента товаров в сфере розничной торговли
Для повышения эффективности деятельности предприятий розничной торговли товаров апробирован на практике метод категорийной оптимизации ассортимента товаров, разработанный проф. Киселевым В.М. [1]), используемый нами ранее.
Данным методом были сгруппированы по критерию однородности функциональных свойств товаров 366 товарных групп. Эти товарные группы явились объектами анализа. Результаты этого анализа отражены на рисунке 1 и в таблицах 1-3.
Характер кривой распределения совокупной ценности ресурса, отраженной на рисунке 1 ассортиментного перечня анализируемой компании.
Рисунок 1- Результаты категорийной классификации по параметру «численность транзакций»
Обобщенные результаты анализа целесообразно свести в таблицу 1.
Таблица 1 Обобщенные результаты категорийной классификации товарных групп по параметру «товарооборот»
Код стратегического сектора |
Сумма товарооборота, тыс. руб. |
Доля в товарообороте, % |
Число товарных групп |
Доля в общей численности товарных групп, % |
А (с №1 по №71) |
11 856,2 |
80,50 |
71 |
19,40 |
В (с №72 по №149) |
2 125,9 |
14,43 |
78 |
21,31 |
С (с №150 по №366) |
746,1 |
5,07 |
217 |
59,30 |
ИТОГО: |
14 728,2 |
100,00 |
366 |
100,00 |
Как можно заметить из приведенной таблицы 1, в сектор А, составляющий ок. 80 % товарооборота вошло ок. 20 % численности (71 товарных групп). Сектор В, составляющий ок. 15 % продаж представлен 21 % численности (78 товарных групп). Наиболее многочислен сектор С, в который вошли ок. 59 % численности (217 товарных групп), в своей совокупности составляющих только ок. 5 % товарооборота компании.
Такая ситуация является типичной в условиях действия неэффективного управления ассортиментом товаров в предприятиях розничной торговли.
Для уточнения предложенных стратегий для ТГ, проанализированных методом категорийной стратификации по параметру «товарооборот», проведена аналогичная стратификация по параметру «численность транзакций» анализируемой компании.
В таблице 2 обобщены полученные результаты категорийной классификации по параметру «численность транзакций».
Таблица 2 - Обобщенные результаты категорийной классификации по параметру «численность транзакций»
Код стратегического сектора |
Сумма транзакций |
Доля в сумме ТА,% |
Число товарных групп |
Доля в общей численности товарных групп, % |
Примечание |
X |
50670 |
80,02 |
84 |
22,95 |
С № 1 по № 84 |
Y |
9479 |
14,97 |
102 |
27,87 |
С № 85 по № 186 |
Z |
3170 |
5,01 |
180 |
49,18 |
С № 187 по № 366 |
ИТОГО: |
63 319 |
100,00 |
366 |
100,00 |
|
Как можно заметить из приведенной таблицы 2, в сектор X, составляющий ок. 80 % сумма транзакций перечисленных товарных групп, вошло ок. 23 % численности товарных групп (84 группы). Сектор Y, составляющий ок. 15 % транзакций представлен ок. 28 % численности товарных групп (102 группы). Наиболее многочислен сектор Z, в который вошли ок. 49 % численности товарных групп (180 групп), в своей совокупности составляющих только ок. 5 % совершенных транзакций компании.
Полученные данные подтверждают ситуацию, характерную для неэффективно управляемого ассортимента товаров розничной компании.
Для уточнения предложенных стратегий для товарных групп, вошедших в стратегические секторы А,В,С, и X,Y,Z, проведен анализ сумм рейтингов обоих видов анализов, результаты которого представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Обобщенные результаты совмещенной категорийной классификации по параметрам «товарооборот» и «численность транзакций»
Код стратегического сектора |
Число товарных групп |
Доля в общей численности товарных групп, % |
AX |
78 |
21,31 |
BY |
94 |
25,68 |
CZ |
194 |
53,00 |
CZ- для элиминирования |
48 |
13,11 |
ИТОГО: |
366 |
100,00 |
Как можно заметить из приведенной таблицы 3, в сектор AX вошло ок. 21 % численности товарных групп (78 групп). Сектор BY, составляющий представлен ок. 26 % численности товарных групп (94 группы). Наиболее многочислен сектор CZ, в который вошли ок. 53 % численности товарных групп (194 группы).
В качестве практической рекомендации предлагается элиминировать товарные группы из сектора CZ. Эти товарные группы составляют ок. 13% всех товарных групп (48 групп).
Шмидт В.В., г. Новокузнецк
Список источников:
1. Киселев В.М. Теоретические основы концепции паритета потребностей и методологии формирования ассортимента товаров// Эксклюзивный маркетинг, 2006.- №3.- С. 32-42
2. Киселев В.М., Шмидт В.В., Сальников В.В. Управление ассортиментом товаров в сфере розничной торговли печатный// Эксклюзивный маркетинг, 2006.- №3.- С. 47-49
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость