Пример использования матрицы Маркон для анализа ассортимента
Осуществим анализ ассортиментной группы «Шоколад» по методу Маркон.
Шоколад всегда являлся наиболее употребляемым товаром. Анализируя данную ассортиментную группу необходимо обратить внимание на некоторые моменты. Например, на то, что под новый год происходит резкое увеличение спроса на шоколад. Выполним анализ Маркон, основываясь на примере анализа Маркон, приведенном в статье авторов д.э.н. Астраханцевой И.А. и к.э.н. Одинцовой Е.В.
В табл. 1-4 приведены исходные данные за каждое полугодие и присвоенные каждой позиции двоичные коды.
Таблица 1 Исходные данные для анализа ассортимента шоколада за первое полугодие 2013 года
Ассортиментная позиция |
Переменные затраты |
Цена продажи |
Количество проданных единиц |
Общая валовая маржа |
Валовая маржа на единицу продукции |
Процент валовой маржи |
|
C |
P |
Q |
MCA |
MCU |
MCI |
Бабаевский капуч. |
15.57 |
17.67 |
261 |
548.5484 |
2.101718 |
0.118943 |
Вдохновение |
24.05 |
27.30 |
414 |
1344.315 |
3.247137 |
0.118943 |
Люкс |
15.18 |
17.31 |
1318 |
2801.791 |
2.125789 |
0.122807 |
Ореховый |
9.13 |
10.36 |
310 |
381.9965 |
1.232247 |
0.118943 |
Аленка |
14.10 |
16.00 |
196 |
373.0044 |
1.903084 |
0.118943 |
Для вас |
12.39 |
14.04 |
583 |
960.854 |
1.64812 |
0.117387 |
Альп.Голд |
10.09 |
11.50 |
6143 |
8675.64 |
1.412281 |
0.122807 |
Кремль |
3.93 |
4.44 |
567 |
289.6216 |
0.510796 |
0.115044 |
Кофе с молоком |
9.94 |
11.28 |
130 |
174.4176 |
1.341674 |
0.118943 |
Фазер молочн. |
48.58 |
55.14 |
265 |
1738.003 |
6.558502 |
0.118943 |
Дед мороз |
6.49 |
7.33 |
420 |
354.1752 |
0.843274 |
0.115044 |
Новогодний праздник |
22.22 |
25.11 |
5 |
14.44381 |
2.888761 |
0.115044 |
Среднее значение |
15.97 |
18.12 |
884.3333 |
1471.401 |
2.151115 |
0.118483 |
Таблица 2 Исходные данные для анализа ассортимента шоколада за первое полугодие 2013 года
Ассортиментная позиция |
Переменные затраты |
Цена продажи |
Количество проданных единиц |
Общая валовая маржа |
Валовая маржа на единицу продукции |
Процент валовой маржи |
|
C |
P |
Q |
MCA |
MCU |
MCI |
Бабаевский капуч. |
15.23 |
17.30 |
214 |
443.2211 |
2.071127 |
0.119718 |
Вдохновение |
22.96 |
26.10 |
1671 |
5255.053 |
3.144855 |
0.120493 |
Люкс |
14.99 |
17.10 |
3181 |
6721.919 |
2.113146 |
0.123576 |
Ореховый |
8.85 |
10.05 |
1367 |
1634.077 |
1.195374 |
0.118943 |
Аленка |
13.29 |
15.10 |
8933 |
16148.6 |
1.807746 |
0.119718 |
Для вас |
11.92 |
13.50 |
543 |
860.5088 |
1.584731 |
0.117387 |
Альп.Голд |
10.05 |
11.46 |
13991 |
19690.49 |
1.407368 |
0.122807 |
Кремль |
3.63 |
4.10 |
1291 |
608.9407 |
0.471681 |
0.115044 |
Кофе с молоком |
10.89 |
12.35 |
145 |
211.6054 |
1.459347 |
0.118166 |
Фазер молочн. |
47.93 |
54.40 |
259 |
1675.856 |
6.470485 |
0.118943 |
Дед мороз |
6.77 |
7.66 |
351 |
311.4186 |
0.887233 |
0.115827 |
Новогодний праздник |
22.65 |
25.60 |
40 |
117.8053 |
2.945133 |
0.115044 |
Среднее значение |
15.76 |
17.89 |
2665.5 |
4473.291 |
2.129852 |
0.118805 |
Таблица 3 Исходные данные для анализа ассортимента шоколада за первое полугодие 2014 года
Ассортиментная позиция |
Переменные затраты |
Цена продажи |
Количество проданных единиц |
Общая валовая маржа |
Валовая маржа на единицу продукции |
Процент валовой маржи |
|
C |
P |
Q |
MCA |
MCU |
MCI |
Бабаевский капуч. |
14.64 |
16.63 |
87 |
173.2096 |
1.990915 |
0.119718 |
Вдохновение |
22.85 |
26.00 |
1410 |
4445.589 |
3.1529 |
0.121265 |
Люкс |
13.66 |
15.60 |
2237 |
4339.232 |
1.939755 |
0.124343 |
Ореховый |
8.54 |
9.69 |
488 |
558.7729 |
1.145026 |
0.118166 |
Аленка |
13.30 |
15.10 |
5374 |
9651.893 |
1.796035 |
0.118943 |
Для вас |
11.17 |
12.65 |
488 |
724.6563 |
1.484951 |
0.117387 |
Альп.Голд |
9.63 |
11.00 |
8659 |
11843.57 |
1.367776 |
0.124343 |
Кремль |
3.59 |
4.06 |
702 |
327.8899 |
0.46708 |
0.115044 |
Кофе с молоком |
11.42 |
12.95 |
170 |
260.142 |
1.530247 |
0.118166 |
Фазер молочн. |
47.13 |
53.49 |
172 |
1094.306 |
6.362247 |
0.118943 |
Дед мороз |
6.18 |
6.99 |
300 |
242.8886 |
0.809629 |
0.115827 |
Новогодний праздник |
23.11 |
26.11 |
38 |
114.1446 |
3.003805 |
0.115044 |
Среднее значение |
15.43 |
17.52 |
1677.083 |
2814.691 |
2.087531 |
0.118932 |
Таблица 4 Двоичные коды ассортимента шоколада за три полугодия.
Ассортимент |
Первое полугодие 2013 г. |
Второе полугодие2013 г. |
Первое полугодие 2014 г. |
Бабаевский капуч. |
0 0 1 - 0 0 1 |
0 0 1 - 0 0 1 |
0 0 1 - 0 0 1 |
Вдохновение |
0 1 0 - 0 1 1 |
0 1 0 - 1 1 1 |
0 1 0 - 1 1 1 |
Люкс |
1 0 1 - 1 0 1 |
1 0 1 - 1 0 1 |
1 0 1 - 1 0 1 |
Ореховый |
0 0 1 - 0 0 1 |
0 0 1 - 0 0 1 |
0 0 1 - 0 0 0 |
Аленка |
0 0 1 - 0 0 1 |
1 0 1 - 1 0 1 |
1 0 1 - 1 0 1 |
Для вас |
0 0 1 - 0 0 0 |
0 0 1 - 0 0 0 |
0 0 1 - 0 0 0 |
Альп.Голд |
1 0 1 - 1 0 1 |
1 0 1 - 1 0 1 |
1 0 1 - 1 0 1 |
Кремль |
0 0 1 - 0 0 0 |
0 0 1 - 0 0 0 |
0 0 1 - 0 0 0 |
Кофе с молоком |
0 0 1 - 0 0 1 |
0 0 1 - 0 0 0 |
0 0 1 - 0 0 0 |
Фазер молочн. |
0 1 0 - 1 1 1 |
0 1 0 - 0 1 1 |
0 1 0 - 0 1 1 |
Дед мороз |
0 0 1 - 0 0 0 |
0 0 1 - 0 0 0 |
0 0 1 - 0 0 0 |
Новогод. праздник |
0 1 0 - 0 1 0 |
0 1 0 - 0 1 0 |
0 1 0 - 0 1 0 |
На основании табл. 4 строим матрицу МАРКОН (рис. 1)
Рис. 1 Динамическая матрица МАРКОН для ассортимента шоколада
Наибольшую прибыль от продажи шоколада фирма получает благодаря товарам «Люкс» и «Альпен Гольд».Они обладают стабильным спросом на рынке, большим обьемом продаж и большой валовой маржой. Однако цена этих товаров несколько ниже средней по всему ассортименту шоколада.
Шоколад «Фазер молочный» с каждым полугодием стал терять запас рентабельности. Спрос на него постепенно уменьшился. Руководству нужно правильно оценить потенциал данного продукта, так как его рентабельность может в дальнейшем упасть еще больше. Шоколад «Вдохновение» получил более удачное развитие. Во втором полугодии 2013 года он стал отличаться значительной рентабельностью.
Шоколад «Бабаевский кап.», «Ореховый», «Кофе с молоком», «Для вас», «Кремль», «Дед мороз» являются товарами, не приносящие высоких прибылей. Они не производятся в большом объеме. Необходимо отметить, что процент валовой маржи шоколада «Ореховый» и «Кофе с молоком» уменьшился относительно средневзвешенного значения. Шоколад «Аленка» в первом полугодии 2013 года также приносил фирме невысокую прибыль, однако во втором полугодии резко вырос спрос на этот товар, а соответственно выросла и прибыль.
«Новогодний праздник» не приносит значительной выручки фирме. Спрос на него небольшой. Данный товар нужен только для разнообразия ассортимента шоколада.
Гистограмма объема продаж ассортимента шоколада изображена на рис. 2.
Рис. 2 Гистограмма объема продаж всего ассортимента шоколада
Из данной гистограммы видно, что «Альпен Гольд» является самым востребованным шоколадом. Так же большим спросом пользуются «Аленка», «Люкс» и «Вдохновение».
Остальные виды шоколада не продаются в большом количестве. На гистограмме хорошо видно, что во втором полугодии произошло резкое увеличение объема продаж шоколада «Аленка». Скорее всего, в первом полугодии фирма только сделала попытку торговать этим товаром, а затем решила закупать этот товар в большом объеме.
На рис. 3 представлена гистограмма цен ассортимента шоколада.
Рис. 3 Гистограмма цен ассортимента шоколада
«Фазер молочный» является самым дорогим шоколадом, «Кремль» - самым дешевым. Цены всех видов шоколада практически не меняются.
Гистограмма переменных издержек изображена на рис. 4.
Рис. 4 Гистограмма переменных издержек шоколада
Видно, что «Фазер молочный» является элитным товаром в силу повышенного качества(большие цена и переменные затраты при малом спросе). «Кремль» хоть и имеет самые маленькие цену и переменные затраты, однако пользуется большим спросом чем некоторые другие виды шоколада.
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость