Пример применения метода Маркон для анализа ассортиментной группы "Чай"
Проведем анализ Маркон ассортиментной группы «Чай».
В табл. 1-4 приведены данные для анализа за каждое полугодие и присвоенные каждой позиции двоичные коды.
Выполним анализ Маркон, основываясь статье авторов д.э.н. Астраханцевой И.А. и к.э.н. Одинцовой Е.В.
Таблица 1 Данные для анализа ассортимента чая за первое полугодие 2013 года
Ассортиментная позиция |
Переменные затраты |
Цена продажи |
Количество проданных единиц |
Общая валовая маржа |
Валовая маржа на единицу продукции |
Процент валовой маржи |
|
C |
P |
Q |
MCA |
MCU |
MCI |
Англ.утро |
3.54 |
4.00 |
552 |
255.7454 |
0.463307 |
0.115827 |
Беседа |
11.27 |
12.79 |
963 |
1464.99 |
1.521278 |
0.118943 |
Брук Бонд |
13.25 |
15.10 |
478 |
886.3965 |
1.854386 |
0.122807 |
Дилма Бру |
7.33 |
8.32 |
194 |
191.9831 |
0.989604 |
0.118943 |
Золотая чаша |
6.55 |
7.41 |
486 |
419.9349 |
0.864064 |
0.116608 |
Импра зел. |
10.77 |
12.20 |
930 |
1331.878 |
1.432127 |
0.117387 |
Кордон блю лист |
3.54 |
4.00 |
17 |
7.823009 |
0.460177 |
0.115044 |
Лисма |
3.09 |
3.50 |
1044 |
431.7778 |
0.41358 |
0.118166 |
Пр. Нури |
5.82 |
6.61 |
679 |
537.3185 |
0.791338 |
0.119718 |
Шахразада |
13.91 |
15.79 |
289 |
542.7726 |
1.878106 |
0.118943 |
CРЕДНЕЕ |
7.91 |
8.97 |
563.2 |
607.062 |
1.066797 |
0.118239 |
Таблица 2 Данные для анализа ассортимента чая за второе полугодие 2013 года
Ассортиментная позиция |
Переменные затраты |
Цена продажи |
Количество проданных единиц |
Общая валовая маржа |
Валовая маржа на единицу продукции |
Процент валовой маржи |
|
C |
P |
Q |
MCA |
MCU |
MCI |
Англ.утро |
3.54 |
4.00 |
1161 |
537.8992 |
0.463307 |
0.115827 |
Беседа |
11.82 |
13.42 |
1263 |
2016.015 |
1.596211 |
0.118943 |
Брук Бонд |
13.94 |
15.90 |
448 |
880.2552 |
1.964855 |
0.123576 |
Дилма Бру |
7.01 |
7.96 |
113 |
106.9866 |
0.946784 |
0.118943 |
Золотая чаша |
6.70 |
7.59 |
560 |
498.9437 |
0.890971 |
0.117387 |
Импра зел. |
10.84 |
12.27 |
1044 |
1493.732 |
1.430777 |
0.116608 |
Кордон блю лист |
3.54 |
4.00 |
1 |
0.460177 |
0.460177 |
0.115044 |
Лисма |
2.65 |
3.02 |
810 |
298.5266 |
0.368551 |
0.122037 |
Пр. Нури |
5.99 |
6.83 |
820 |
687.793 |
0.838772 |
0.122807 |
Шахразада |
14.27 |
16.20 |
319 |
614.6722 |
1.926872 |
0.118943 |
CРЕДНЕЕ |
8.03 |
9.12 |
653.9 |
713.5283 |
1.088728 |
0.119011 |
Таблица 3 База данных для ассортимента чая за первое полугодие 2014 года
Ассортиментная позиция |
Переменные затраты |
Цена продажи |
Количество проданных единиц |
Общая валовая маржа |
Валовая маржа на единицу продукции |
Процент валовой маржи |
|
C |
P |
Q |
MCA |
MCU |
MCI |
Англ.утро |
3.54 |
4.00 |
326 |
151.038 |
0.463307 |
0.115827 |
Беседа |
11.06 |
12.55 |
647 |
965.7971 |
1.492731 |
0.118943 |
Брук Бонд |
13.58 |
15.50 |
328 |
628.2594 |
1.915425 |
0.123576 |
Дилма Бру |
7.55 |
8.57 |
144 |
146.7848 |
1.019339 |
0.118943 |
Золотая чаша |
7.48 |
8.47 |
516 |
513.0443 |
0.994272 |
0.117387 |
Импра зел. |
10.87 |
12.30 |
1129 |
1619.297 |
1.434276 |
0.116608 |
Кордон блю лист |
3.54 |
4.00 |
40 |
18.40708 |
0.460177 |
0.115044 |
Лисма |
4.71 |
5.36 |
447 |
292.3906 |
0.654118 |
0.122037 |
Пр. Нури |
5.89 |
6.72 |
565 |
466.2737 |
0.825263 |
0.122807 |
Шахразада |
14.36 |
16.30 |
266 |
515.7119 |
1.938767 |
0.118943 |
CРЕДНЕЕ |
8.26 |
9.38 |
440.8 |
531.7004 |
1.119767 |
0.119011 |
Таблица 4 Двоичные коды ассортимента чая за три полугодия
|
Первое полугодие 2013 г. |
Второе полугодие2013 г. |
Первое полугодие 2014 г. |
Англ.утро |
0 0 1 - 0 0 0 |
1 0 1 - 0 0 0 |
0 0 1 - 0 0 0 |
Беседа |
1 1 0 - 1 1 1 |
1 1 0 - 1 1 0 |
1 1 0 - 1 1 0 |
Брук Бонд |
0 1 0 - 1 1 1 |
0 1 0 - 1 1 1 |
0 1 0 - 1 1 1 |
Дилма Бру |
0 0 1 - 0 0 1 |
0 0 1 - 0 0 0 |
0 0 1 - 0 0 0 |
Золотая чаша |
0 0 1 - 0 0 0 |
0 0 1 - 0 0 0 |
1 0 1 - 0 0 0 |
Импра зел. |
1 1 0 - 1 1 0 |
1 1 0 - 1 1 0 |
1 1 0 - 1 1 0 |
Кордон блю лист |
0 0 1 - 0 0 0 |
0 0 1 - 0 0 0 |
0 0 1 - 0 0 0 |
Лисма |
1 0 1 - 0 0 0 |
1 0 1 - 0 0 1 |
1 0 1 - 0 0 1 |
Пр. Нури |
1 0 1 - 0 0 1 |
1 0 1 - 0 0 1 |
1 0 1 - 0 0 1 |
Шахразада |
0 1 0 - 0 1 1 |
0 1 0 - 0 1 0 |
0 1 0 - 0 1 0 |
На основании табл.4 строим динамическую матрицу МАРКОН (рис. 1).
Рис. 1 Динамическая матрица МАРКОН для ассортимента чая
«Беседа» и «Импра зел.» являются товарами, которые успешно продаются. Эти товары пользуются высоким спросом и приносят фирме большую прибыль в отличие от других видов чая. Во втором полугодии 2013 года валовая маржа на единицу продукции чая «Беседа» превысила уровень среднего значения.
Чай «Брук Бонд» является товаром известной марки. Цены на него высокие по сравнению с ценами на другие виды чая. Однако и переменные издержки на него большие. Уровень спроса на него ниже среднего.
Чай «Принцесса Нури» и «Лисма» относятся к группе товаров, которые поглощают большой объем ресурсов, но не приносят соответствующую отдачу в виде валовой маржи не ниже среднего уровня. Скорее всего эти товары нужно перестать продавать, либо более интенсивно продвигать их на рынок. Во втором полугодии 2013 года доля валовой маржи чая «Лисма» превысила уровень среднего значения всего ассортимента чая.
«Дилма Бру», «Английское утро», «Кордон Блю» не приносят высоких прибылей. Объем продаж этих товаров, их цена, а также переменные затраты ниже среднего уровня. Такие товары считаются «неперспективными» с точки зрения.К этой группе товаров относился и чай «золотая чаша», но в первом полугодии 2014 года объем продажи превысил средний уровень. Необходимо еще сказать, что во втором полугодии 2013 года доля валовой маржи чая «Дилма Бру» стала ниже среднего значения всего ассортимента чая.
Чай «Шахразада» обладает определенным резервом рентабельности, но не приносит значительной выручки и валовой маржи. Среднее значение процента валовой маржи всего ассортимента чая во втором полугодии 2013 года увеличился и доля валовой маржи данного товара стала ниже этого значения, что является негативным фактором.
Гистограмма объёма продаж чая представлена на рис. 2.
Рис. 2 Гистограмма объёма продаж чая
Анализируя объём продаж различных видов чая, нельзя видеть наиболее явных лидеров, как это было сделано с ассортиментами сигарет, кофе и шоколада. Однако можно выделить товар который мало пользуется спросом – это «Кордон блю лист». Интересно, что если спрос на «Импра зел.» с каждым периодом увеличивается, то спрос на «Брук Бонд» и «Лисма» падает.
Проанализируем гистограмму изображенную на рис. 3.
Рис. 3 Гистограмма цены продажи чая
Здесь нет такого разброса цен, как у ассортиментных позиции каждой группы, рассмотренных выше. Однако, можно сказать, что «Беседа» и «Шахразада» являются более дорогими товарами, чем другие виды чая.
Гистограмма переменных издержек чая представлена на рис. 4.
Рис. 4 Гистограмма переменных издержек ассортимента чая «Шахразада» и «Брук бонд» имеют самые большие переменные затраты.
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость