Метод анализа ассортимента МАРКОН. Сущность
Метод анализа ассортимента МАРКОН. Сущность.
Пример применения метода МАРКОН
(выдержка из диссертации: Одинцова, Е.В. Методы формирования оптимального ассортимента производственной программы машиностроительного предприятия: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Одинцова Екатерина Витальевна. – Иваново, 2009. – 186 с.)
1. Метод анализа ассортимента с использованием матрицы «Маркон». При этом методе исходные данные подразделяются на качественные (типовые характеристики изделий) и количественные (основные экономические данные). В Методе «Маркон» используются три параметра
1. Общая валовая маржа, маржинальный доход или маржинальная прибыль (MCA):
МСА=P*Q-C*Q,
где P – цена единицы продукции;
С – средние переменные затраты на единицу продукции;
Q – количество проданных единиц продукта.
2. Валовая маржа на единицу продукции (MCU):
MCU=MCA/Q,
3. Процент валовой маржи (MCI):
MCI=MCA/(P*Q),
Различным параметрам ассортиментной позиции присваиваются двоичные коды (0 или 1) в зависимости от того, несет она «выгоду» или «проигрыш» относительно среднего взвешенного значения ассортимента. Каждое изделие товарного ассортимента характеризуется двумя сериями двоичных кодов 0 или 1. Первая относится к «решающим» параметрам: Q, Р, С, вторая – к «контрольным»: MСА, MCU, MCI. Каждый вид продукции характеризуется последовательностью из шести цифр 0 и/или 1 в разных сочетаниях. Ассортиментные позиции, которые характеризуются одной и той же серией 0 и 1, имеют одинаковое положение на рынке. Для одновременного анализа всех видов продукции необходимо построить таблицу двойного ввода, в вертикальных колонках которой указываются тройки кодов Q, Р, С, а в горизонтальных – тройки кодов МСА, MCU, MCI. Таким образом, получается матрица, состоящая из 64 ячеек (рис.1). Ячейки, в которых группируются ассортиментные позиции с высоким общим запасом прибыли, размещаются в верхней части таблицы. В ее нижней части размещаются ячейки, в которых группируются ассортиментные позиции с низким общим запасом прибыли.
AUI/ QPC |
111 |
110 |
101 |
100 |
011 |
010 |
001 |
000 |
111 |
|
|
|
|
|
|
|
|
110 |
|
|
|
|
|
|
|
|
101 |
|
|
|
|
|
|
|
|
100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
011 |
|
|
|
|
|
|
|
|
010 |
|
|
|
|
|
|
|
|
001 |
|
|
|
|
|
|
|
|
000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Изделия с высоким удельным весом группируются в ячейках левой части таблицы. Изделия с низким удельным весом – в правой части таблицы. Зонам даются названия, маржинальность продукта рассматривают как «энергию», а объемные показатели как «размер» (рис.2).
AUI/ QPC |
111 |
110 |
101 |
100 |
011 |
010 |
001 |
000 |
111 |
|
|
|
|
|
|
|
|
110 |
Большой |
размер |
|
|
Малый |
размер |
|
|
101 |
Большая |
энергия |
|
|
Большая |
энергия |
|
|
100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
011 |
|
|
|
|
|
|
|
|
010 |
Большой |
размер |
|
|
Малый |
размер |
|
|
001 |
Малая |
энергия |
|
|
Малая |
энергия |
|
|
000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис 2. Значение ячеек таблицы «Маркон»
Метод Маркон может применяться, когда есть необходимость разработки типовых предложений для той или иной ассортиментной группы, для принятия управленческих решений по ассортименту предприятия в целом, используя при этом стратегический подход.
Пример применения метода Маркон
Автором диссертационного исследования был на примере машиностроительного предприятия «Автокран» рассмотрен процесс формирования ассортимента. С точки зрения автора диссертации, метод Маркон является одним из наиболее рациональных и эффективных на сегодня методов формирования ассортимента, поскольку на большинстве предприятий формирование ассортимента осуществляется или на основе традиционного метода формирования ассортимента или на основе исключительно АВС-анализа, то есть основанного на правиле Парето анализа одного-двух показателей, в то время как при методе Маркон одновременно учитывается 6 показателей: это количество проданных единиц продукции, цена единицы продукции, средние переменные затраты на единицу продукции, валовая маржа, валовая маржа на единицу продукции, доля валовой маржи. Метод Маркон – один из наиболее эффективных для применения на предприятиях в современных условиях. Анализ по методу Маркон будет последовательно проведен для предприятий «Автокран».
Для анализа по методу Маркон нас интересуют следующие показатели: количество проданных единиц продукции, цена единицы продукции, средние переменные затраты на единицу продукции, общая валовая маржа, валовая маржа на единицу продукции, доля валовой маржи. Под переменными затратами подразумеваем сумму прямых трудовых затрат и затрат на материалы. Данные для метода Маркон по предприятию «Автокран» приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Анализ Маркон по трем основным продуктам ОАО «Автокран»
Вид продукции |
Цена продажи, руб. |
Ежемесячный спрос (СПi), шт. |
Перемен- ные затраты, руб. |
Общая валовая маржа, руб. |
Валовая маржа на ед., руб.
|
Доля валовой маржи в выручке, %
|
Значения кода
|
|
КС-45717-1 |
2 518 200 |
7 |
1 744 500 |
5415900 |
773700 |
30,72 |
010 |
110 |
Стрела |
490 000 |
18 |
346 500 |
1291500 |
143500 |
29,29 |
101 |
000 |
Лебедка |
338 233 |
24 |
184 400 |
3691992 |
153833 |
45,48 |
101 |
101 |
Средние значения |
1 115 477,7 |
16,333 |
758 466,7 |
3466464 |
357011 |
35,16 |
|
|
На основе исходных данных, приведенных в таблице 1 были найдены средние значения по каждому из показателей и по каждому товару определены значения кодов. Заметим, ноль означает, что значение параметра данной ассортиментной позиции ниже среднего значения. Например, если в первом случае среднее количество, за которое условно принят ежемесячный спрос на продукцию, равно 16,33, а для первого вида продукции (КС-45717-1) показатель «количество» составляет только 7 единиц, то, соответственно, данное значение ниже среднего значения, поэтому код принимается равным нулю. Второй показатель цена первой ассортиментной позиции значительно выше среднего значения, поэтому код принимается равным единице, переменные затраты также выше среднего значения, следовательно, код принимается равным нулю, поскольку, чем выше затраты, тем ниже показатель прибыли на предприятии. Следующий показатель общая валовая маржа также превышает среднее значение, поэтому значение кода принимается равным единице, валовая маржа на единицу продукции также превышает среднюю валовую маржу на единицу продукции, поэтому значение кода принимается равным 1. А доля валовой маржи в выручке несколько ниже среднего значения, значит значение кода 0. Итак, получаем для первой позиции значения кодов 110 110.
Внесем данные виды продукции в матрицу Маркон.
|
QPC |
|
|
|
|
|
|
|
AUI |
111 |
110 |
101 |
100 |
011 |
010 |
001 |
000 |
111 |
|
|
|
|
|
|
|
|
110 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
101 |
|
|
3 |
|
|
|
|
|
100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
011 |
|
|
|
|
|
|
|
|
010 |
|
|
|
|
|
|
|
|
001 |
|
|
|
|
|
|
|
|
000 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
Рис. 3. Матрица Маркон
2 черная дыра - поддерживаемые
1 синий карлик - эксплуатируемые
3 красный гигант – выигрышные
По методу Маркон первая ассортиментная позиция попадает в зону продукции называемой «синим карликом», то есть это продукция характеризуется значительной рентабельностью, но пользуется ограниченным спросом, это вызвано в первую очередь высокой ценой и высокими переменными издержками при низком уровне спроса. Аналогичным образом, были проанализированы другие ассортиментные позиции и выставлены значения кодов для каждой из них (табл. 1). Согласно анализу, второй вид продукции является черной дырой, то есть поглощает значительный объем ресурсов и не приносит при этом валовой маржи выше среднего уровня, поэтому следует либо принять меры, направленные на повышение валовой маржи по данному виду продукции, либо сократить его производство или свести к минимуму. Так же возможно применение аутсорсинга, если есть необходимость сохранения в ассортименте товара, относящегося к категории «черной дыры». Третий вид продукции согласно матрице Маркон является «красным гигантом», то есть приносит значительную прибыль. В данной ситуации разумно подумать о применении аутсорсинга для второго вида продукции (стрелка), если ситуация не изменится в ближайшие производственные циклы. При принятии решения оставить данную позицию в ассортименте предприятия, необходимо вложить средства в совершенствование производства и продвижения данного вида продукции.
(выдержка из диссертации: Одинцова, Е.В. Методы формирования оптимального ассортимента производственной программы машиностроительного предприятия: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Одинцова Екатерина Витальевна. – Иваново, 2009. – 186 с.)
Другие статьи по методу Маркон и по другим методам анализа ассортимента можно посмотреть в разделе сайта, посвященном анализу ассортимента.
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость