Специфика антикризисного управления: функции и задачи
Особенности антикризисного управления
Основная особенность антикризисного управления проявляется в возможности не столько нормализовать сложившуюся кризисную ситуацию, сколько придать предприятию импульс к дальнейшему развитию.
Кроме того, к числу особенностей антикризисного управления относятся:
1. Повышенная чувствительность к фактору времени. Эта особенность связана с тем, что в результате развития кризиса возможно наступление необратимых последствий вплоть до ликвидации системы. Относительно предприятий последствиями кризиса могут быть потеря собственности для владельца, потеря средств к существованию для персонала, неблагоприятные социальные последствия для государства. Следовательно, процессы антикризисного управления должны быть быстрыми, четкими и адекватными обстановке.
2. Мобильность и динамичность в использовании ограниченных ресурсов. Требование мобильности и динамичности вызвано основной особенностью – ограниченностью во времени. Ограниченность других ресурсов (финансовых, материальных, трудовых) связана с тем, что кризис как раз и возник в результате снижения экономического потенциала организации. Другими словами, ограниченность ресурсов является характерным свойством системы в состоянии кризиса.
3. Специфические антикризисные критерии выбора вариантов решения. В обычной ситуации, например, при управлении стабильным предприятием, критериями выбора управленческих решений выступают: достижение максимальной прибыли, оптимизация организационной структуры, защита имущественных интересов и т.д. В кризисной ситуации, например, при проведении процедур банкротства, основным критерием выступает максимальное удовлетворение требований кредиторов, тогда как интересы собственников и вопросы сохранения предприятия в целом отходят на второй план.
4. Повышенное внимание к заблаговременной проработке вариантов управленческих решений и оценке их последствий. Необходимость заблаговременной проработки вызвана ограничением по фактору времени.
5. Программно-целевой подход в технологиях выработки управленческих решений. Он заключается в том, что цель управления должна быть сформулирована количественно и качественно, дополнительные ресурсы сконцентрированы, разработана четкая последовательность действий для достижения поставленной цели, созданы внешние условия, способствующие достижению цели. Данный подход также подразумевает постоянный мониторинг и контроль хода реализации программы, ее адаптивность по отношению к изменению внешних и внутренних условий и ресурсного потенциала.
Рассмотренные особенности служат основой организации антикризисного управления на предприятии.
Грамотное построение системы антикризисного управления должно обеспечивать решение ключевых задач антикризисного управления, а именно:
1. Своевременное диагностирование предкризисного финансового состояния предприятия и принятие превентивных мер по предупреждению финансового кризиса.
2. Устранение неплатежеспособности предприятия.
3. Восстановление финансовой устойчивости.
4. Предотвращение банкротства и ликвидации предприятия.
5. Минимизация негативных последствий кризиса.
Выполнение поставленных целей обусловлено реализацией функций антикризисного управления. Поскольку организация может пребывать в трех состояниях: стабильном, неустойчивом (предкризисном или послекризисном), кризисном, соответственно функции в рамках каждой стадии жизненного цикла различны и несут специфическую смысловую нагрузку.
Так, в стабильном состоянии основные функции антикризисного управления сводятся к своевременному распознаванию кризисных явлений в целях подготовки к возможному кризису и проведении профилактики. Эта фаза так называемого антикризисного мониторинга, который позволяет заблаговременно обнаружить угрозы кризиса и подготовиться к смягчению его последствий. Доля антикризисного управления в системе управления в данный период незначительна.
В неустойчивом состоянии антикризисное управление входит в стадию антикризисного регулирования. Применяются меры по стабилизации ситуации, предотвращению развития и углубления кризисных явлений. Эту фазу предприятие преодолевает как в случае наступления кризиса, так и при его преодолении на пути к стабильному состоянию. На данном этапе значимость антикризисного и стратегического управления равноценны.
В стадии кризиса функциями антикризисного управления являются обеспечение жизнедеятельности организации, минимизация ущерба и отрицательных последствий, а также использование факторов кризиса для развития организации.
Таким образом, в любой фазе экономического цикла очевидна необходимость применения антикризисного управления.
Список литературы
1. Кулагина Г. Опыт антикризисного управления предприятием//Экономист. – 2005.-№10. С.56.
2. Масленченков Ю.С., Тронин Ю.Н. Стратегический и кризисный менеджмент фирмы. М.:ИНФРА-М, 2004. С.457.
3. Минакир П.А. К вопросу о теории экономических циклов и кризисов//Журнал экономической теории. – 2009.-№ 2. С.10-11.
4. Сеймур, Майк. Разработка плана кризисных мероприятий// Directors & Boards Summer 1991, v15n4, p. 26.
5. Соболев В.Ф., Буров СВ. Антикризисное управление: учебно-методический комплекс. Новосибирск: НГУЭУ, 2006. С. 18.;
6. Теория антикризисного управления предприятием:учебное пособие /С.Е. Кован, Л.П, Мокрова, А.Н. Ряховская; под ред. М.А. Федотовой, А.Н. Ряховской - М.:КНОРУС, 2009.
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость