Эволюция категории «антикризисное управление»
В науке термин «управление» – элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и т.д.), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Существует множество различных видов управления: стратегическое, оперативное, персональное, государственное и т.д. Очевидно, что антикризисное управление необходимо отнести к одному из видов управления. Более того Айвазян и Кириченко отмечают, что «в литературе не фиксируются признаки отличия антикризисного и обычного управления».
В России появление и широкое распространение термина «антикризисное управление» следует отнести к середине девяностых годов. Однако его содержание до сих пор расплывчато.
На ранних этапах становления научной дисциплины антикризисное управление ассоциировалось исключительно с отношениями несостоятельности (банкротства). В это время преобладала точка зрения, согласно которой под антикризисным управлением понималось управление в условиях наступившего кризиса с целью ликвидации предприятия, либо управление, направленное на вывод предприятия из этого состояния.
В одной из первых работ по данной проблематике впервые был введен термин «антикризисное управление» и обобщен отечественный опыт антикризисного управления (банкротства). Внедрение системы антикризисного управления предполагало изучение характера, тенденций и практики развития кризиса предприятия, методов диагностики и раннего обнаружения его признаков, путей и средств, стратегии и тактики, применение которых может обеспечить его финансовое оздоровление.
Такой подход к содержанию антикризисного управления был закреплен и в первом отечественном учебнике на эту тему под редакцией С.Г. Беляева и В.И. Кошкина «Теория и практика антикризисного управления», где антикризисное управление трактуется как совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику. Согласно данному подходу антикризисное управление является категорией микроэкономической и отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне предприятия при его оздоровлении.
По мере накопления знаний и опыта в этой сфере науки стала формироваться позиция, согласно которой антикризисное управление должно иметь ярко выраженную функцию, направленную на предотвращение банкротства предприятий. Ее суть заключается в том, что антикризисное управление следует начинать не с анализа баланса предприятия за предшествующий или текущий периоды функционирования и осуществления чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а с момента выбора миссии фирмы, выработки концепции и цели ее предполагаемой деятельности, формирования и поддержания на должном уровне стратегического потенциала, способного в течение длительного периода обеспечивать конкурентное преимущество предприятия как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Такой подход к антикризисному управлению означает, что оно должно априори опережать и предотвращать неплатежеспособность и несостоятельность предприятия, а в стратегическом плане — обеспечивать предприятию в течение длительного времени такое конкурентное преимущество, которое позволит производить востребованную рынком продукцию и выручать достаточные денежные средства для оплаты всех его обязательств, возникающих при создании продукции и ее продажах. Подобной точки зрения придерживается и Градов А.П.. Он под антикризисным управлением понимает управление, «которое нацелено на предотвращение возможных серьезных осложнений в рыночной деятельности российского предприятия, обеспечение его стабильного, успешного хозяйствования с ориентацией расширенного воспроизводства на самой современной основе на собственные накопления».
Многие авторы считают, что понятие «антикризисное управление» должно иметь расширеннную трактовку.
Уткин Э.А. дает следующее определение антикризисного управления. «Антикризисное управление - управление либо в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится».
Точка зрения Крыжановского В. Г. предполагает включение в содержание понятия «антикризисное управление» следующих элементов:
· предварительная диагностика причин возникновения кризисной ситуации на предприятии;
· анализ внешней среды и потенциала конкурентных преимуществ предприятия для выбора стратегии его развития;
· бизнес-планирование повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия;
· разработка процедур финансового оздоровления предприятия и системы контроля за их реализацией.
По мнению Короткова Э. М., «антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития».
Отдельно стоит выделить позицию Грязновой А.Г., согласно которой «антикризисное управление – такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии социальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы".
Каждый из приведенных подходов к определению антикризисного управления можно оспорить. В частности, мы не можем согласиться с мнением, что антикризисное управление может применяться только к предприятию-должнику. Поскольку накопленные знания и опыт в теории управления предприятием свидетельствует о необходимости предварительного анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности.
Коротков Э. М. в своем определении не учитывает меры по предупреждению кризиса. Однако возросшее в последнее время число банкротств организаций в связи с Мировым финансовым кризисом, продемонстрировало неподготовленность предприятий к изменяющимся условиям внешнеэкономической конъюнктуры.
Точка зрения определения антикризисного управления только в рамках кризисного состояния также неполноценна. Данная трактовка ограничена, поскольку не учитывает таких элементов антикризисного управления, как предварительная диагностика причин возникновения кризисной ситуации на предприятии; анализ внешней среды и потенциала конкурентных преимуществ предприятия для выбора стратегии его развития; бизнес-планирование повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия.
Расхождения с Грязновой А. Г. в понимании сущности антикризисного управления заключаются в том, что, по нашему мнению, предприятие при решении своих временных затруднений должно опираться не только на собственные ресурсы.
В западной литературе также существуют различные подходы к определению категории «антикризисный менеджмент». На Западе антикризисное управление (crisis management) чаще понимается как один из аспектов public relations. Само определение «антикризисное управление» в качестве самостоятельной отрасли управления многие связывают с отделением его от public relations. В этой связи нередко в описании, к примеру, функций антикризисного управления упор делается на коммуникативный аспект. Симур считает: «Коммуникации являются центральной функцией антикризисного управления».
Холл также говорит об эволюции антикризисного управления из public relations в самостоятельную науку.
Лаконичное определение антикризисного управления дает Паттерсон: «антикризисное управление – это программа действия, которые должны быть предприняты немедленно при наступлении негативной ситуации».
Митрофф определяет антикризисное управление как последовательную взаимозависимую оценку различных видов кризисов и сил, которые могут представлять угрозу для компании.
В этой связи, мы склоняемся к тому, чтобы ввести краткое определение антикризисного управления для целей настоящей работы. Оно основывается на определении Короткова Э. М., дополняя его.
Антикризисное управление – это целенаправленное воздействие на предприятие с целью недопущения кризиса, а в случае возникновения кризиса с целью его локализации за конечный период времени, включающее меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
В широком смысле антикризисное управление — это системное управление объектом хозяйствования на том или ином уровне экономики под углом зрения противодействия кризису.
В узком смысле антикризисное управление — это система организационно-управленческих мер в отношении отдельного предприятия, попавшего в состояние кризиса, что обычно выражается в неплатежеспособности, которая в случае ее затяжного непреодолимого характера нейтрализуется через процедуру банкротства. Для антикризисного управления в узком смысле большое значение имеет установление факта финансовой несостоятельности предприятия. Официальное установление такого факта регулируется законодательно.
Таким образом, в настоящее время под антикризисным управлением понимается целый комплекс мероприятий, характеризующихся системностью, взаимосвязанностью и взаимообусловленностью, направленных на поддержание непрерывности финансово-хозяйственной деятельности путем предотвращения, предвидения, своевременного устранения кризисных ситуаций и минимизаций их последствий.
Список литературы
1. Антиризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 14 с.
2. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2007. - с. 178-180.
3. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: ЗАО. 2002. С.155.
4. Уткин Э.А., Панов В.В. Антикризисное управление. М.: Тандем: Экмос, 2000. С. 16.
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость