Государственное антикризисное регулирование
Государственная политика в сфере регулирования кризисных ситуаций заключается в выработке и реализации стратегии развития государства и общества, направленной на преодоление кризисных ситуаций и обеспечение равновесного состояния институтов экономической системы и государственной власти.
В антикризисном управлении государство играет две роли, соответствующие двум его функциям в системе общественных отношений:
1) гражданско-правовую;
2)публично-правовую.
Публично-правовая роль государства заключается в обеспечении законодательного регулирования и административного управления, сборе налогов, организации финансовой системы государства, эмиссии национальной валюты, поддержании ее курса.
Гражданско-правовая роль подразумевает, что государство – это тоже участник гражданских отношений, вступающий в отношения с другими участниками. В частности, в сфере банкротства государство выступает собственником, кредитором и должником.
Среди видов государственного антикризисного регулирования выделяются:
- нормативно-законодательное;
- финансовое;
- государственная промышленная политика;
- перераспределение доходов.
Нормативно-законодательная деятельность государства подразумевает создание правовой базы для проведения антикризисного управления.
В частности, сюда входит законодательство о банкротстве, включая Гражданский кодекс РФ (ст. 61-65), где установлены основные правовые норма банкротства, Налоговый, Трудовой и Уголовный кодексы РФ, три основных закона о банкротстве, принятые в новой истории (1992, 1998, 2002 в ред. от 28.04.2009 N 73-ФЗ), законы о банкротстве кредитных организаций и субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, другие законодательные акты, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, постановления пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ и ведомственные акты по вопросам банкротства и финансового оздоровления.
Финансовое регулирование подразумевает использование финансовых рычагов и ресурсов государства для проведения антикризисных мер. Этот вид регулирования основывается на использовании бюджетной системы государства, где аккумулируются государственные финансовые ресурсы, и проведении бюджетной политики, призванной обеспечить финансовую поддержку в кризисной ситуации и смягчать последствия кризисов.
Государственная промышленная политика подразумевает прогнозирование ситуации на будущие периоды, определение основных приоритетов промышленного развития и разработку мер, которые позволят стимулировать инвестиционные программы для скорейшего продвижения реформ, сокращать и (или) ликвидировать неэффективные производства.
Перераспределение доходов подразумевает обеспечение социальной защиты различных слоев и групп населения в целях поступательного развития экономики.
В США, например, антикризисное управление проявляется в совершенствовании законодательства в области занятости, увеличении рабочих мест, особенно для молодежи, разработке региональных структурных программ и другое. В США законодательно закреплена антициклическая политика по вопросам занятости. В рамках ее проведения предусматривается ускоренное финансирование государством строительных работ, увеличение занятости в государственном секторе, увеличение размеров и страховых выплат по безработице, профессиональное обучение в государственном и частном секторах как мера общего оздоровления экономики и как дополнение к страхованию по безработице.
Вторым важным направлением совершенствования антикризисного государственного управления в США является всесторонняя научно обоснованная координация усилий различных государственных ведомств по разработке и проведению экономической политики.
В ряде стран государственные органы разрабатывают программы приватизации и их осуществление рассматривается как превентивные антикризисные меры, направленные на предотвращение или выход из кризиса отдельных предприятий и даже целых отраслей экономики. Цель такой приватизации - поиск новых, более совершенных структур предприятий, повышение их конкурентоспособности и эффективности.
В целом развитые страны Запада рассматривают приватизацию как средство создания смешанной экономики. По мнению западных экономистов, смешанные предприятия в настоящее время признаны наиболее конкурентоспособными, наиболее гибкими же время для большинства государственных предприятий во всех странах характерна низкая эффективность в результате издержек на единицу продукции.
В Японии сложились сильные традиции вмешательства государства в экономику; в том числе посредством индикативного планирования.
В настоящее время в Японии государственное вмешательство наблюдается по многим направлениям:
- экономический рост и его темпы;
- структура промышленного производства;
- образование и наука;
- занятость и взаимоотношения труда и капитала;
- кредит и денежное обращение;
- ценообразование;
- внешнеэкономические связи;
- отраслевая структура;
- размещение производств;
- стимулирование инвестиций.
Уникальным ресурсом японской экономики были и остаются сбережения предприятий и граждан, позволившие осуществить накопление и обновление капитала.
В структурной политике Европейского союза превалирует селективный подход, направленный на стимулирование деятельности конкретных компаний. Он состоит в том, что только частный бизнес может эффективно решать вопросы подъема депрессивных регионов и предприятий, причем не путем строительства крупных промышленных предприятий, а главным образом посредством создания малых и средних предприятии передовых отраслей.
Главной особенностью экономики Франции является значительный удельный вес государственного сектора в акционерной форме. Акции являются государственными непосредственно либо опосредованно - через финансовые институты.
Мировой опыт показывает, что собственность используется наиболее эффективно, а следовательно, и наиболее эффективное государственное антикризисное управление в тех странах, где степень либерализации хозяйственной деятельности выше, если это сочетается с высокой эффективностью государственных институтов, а также активной государственной поддержкой предпринимательства и политикой поощрения конкуренции на внутреннем рынке.
Список литературы
1. Холл, Джон В лапах кризиса// Directors & Boards, 1991.- №15, С. 17-20.
2. Юн Г.Б. Методология антикризисного управления: учебно-практическое пособие. М.: Дело, 2004. С.59.
3. Антиризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 14 с.
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость