Вопросы к гос экзамену по финансовому менеджменту с ответами часть вторая
Примеры решения задач по финансам и финансовому менеджменту
Может ли фирма иметь рост покупательной способности бизнеса в условиях инфляции? Почему? В стабильных экономических условиях? Как его вычислить?
Прибыль или убыток от покупательной способности зависит от соотношения денежных активов и денежных обязательств. Расчет прибыли или убытков основывается на вычислении чистых денежных активов, то есть разности денежных активов и денежных пассивов. Если фирма имеет превышение денежных активов над денежными пассивами, то говорят, что она имеет чистый денежный актив. Если же денежные пассивы превышают денежные активы, то фирма имеет чистый денежный пассив. Для прояснения ситуации с ростом или падением покупательной способности анализируются балансы на начало и конец периода.
Корректировка начального баланса осуществляется по формуле
Нач. чистые ден. пассивы в средних постоянных ден.ед. текущего года |
= |
Нач. чистые ден. пассивы |
´ |
Средний CPI текущего года |
CPI на начало года |
Корректировка конечного баланса осуществляется по формуле
Кон. чистые ден. пассивы в средних постоянных ден.ед. текущего года |
= |
Конечные чистые ден. пассивы |
´ |
Средний CPI текущего года |
CPI на конец года |
CPI – индекс потребительских цен
Пример из баланса некоторой фирмы «Х»
Историческая стоимость |
Текущая стоимость |
|
$=3000р. – на начало |
$ = 4 000 р. – на конец |
|
Чистые денежные пассивы на 01.01.95 г. (стр. 590 + 690 – 630 – 640 – 650 – 660) |
7 000 000 |
8 166 666,67* |
Рост чист. ден. пассивов за 9 мес. 1995г. |
13 000 000 |
13 000 000 |
Итого: |
20 000 000 |
21 166 666,67 |
Чистые денежные пассивы на 01.10.95 г. |
20 000 000 |
17 500 000** |
Рост покупательной способности |
|
3 666 666,67 |
*Начальные чистые ден. пассивы |
= 7 000 000 ´ |
(4 000 + 3 000) : 2 |
= 8 166 666,67тыс.р. |
3 000 |
**Конечные чистые ден.пассивы |
= 20 000 000 ´ |
(4000 + 3000) : 2 |
= 17 500 000 тыс. р. |
4 000 |
Примечание: для получения индекса потребительских цен CPI использованы курсы доллара на начало и конец года.
· - на начало года 100 %;
· - на конец периода 133 %;
· - средний 116,7 %.
Фирма за счет превышения чистых денежных пассивов имеет рост покупательной способности в сумме 3,667 млн. р.
Ответы
45. Какие концепции управления оборотным капиталом Вы знаете?
В мировой теории и практике существуют две концепции оборотного капитала:
1. Оборотный капитал общий (все оборотные или текущие активы).
2. Чистый оборотный капитал (ЧОК).
Следует заметить, что несмотря на то, что концепция ЧОК используется весьма широко, все же в большей мере она является концепцией учета. Утверждение, что фирма управляет своим чистым оборотным капиталом практически лишено смысла. В реальности фирма принимает решения, непосредственно связанные с текущими активами и текущими обязательствами.
Управление чистым оборотным капиталом очень важно по нескольким причинам:
· - инвестиции в текущие активы занимают весомую долю в общих инвестициях бизнеса;
· - инвестиции в текущие активы и уровень текущих обязательств должны быстро приспосабливаться к изменениям в продажах.
46. Какие характеристики имеет оборотный капитал? Как связаны с уровнем оборотного капитала ликвидность и рентабельность?
Оборотный капитал характеризуется объемом, структурой, ликвидностью и рентабельностью.
степень
риска
низкий средний высокий
уровень ОК
высокий риск
средний риск
низкий риск (высокая ликвидность)
47. Чем отличаются текущие (оборотные) активы от внеоборотных?
Управляя оборотным капиталом, нужно помнить, что текущие активы имеют свои особенности:
1) имеют короткую продолжительность жизни,
2) быстро трансформируются из одной формы в другую.
1. Фирма может иметь остатки свободных ДС в течение 1-2 недель, срок обращения счетов дебиторов может составлять 30-60 дней, а производственных запасов - 30-100 дней. Продолжительность жизни текущих активов будет зависеть от времени, которое требуется на закупки, пр-во, продажи и сбор платежей, а также степени синхронизации этих процессов.
2. ДС используются для приобретения сырья и материалов.
48. Какие факторы влияют на потребность в оборотном капитале?
На потребность в оборотном капитале влияют следующие факторы: характер бизнеса; сезонность операций; организация производства; рыночные условия; условия поставок.
Рассмотрим уровень инвестиций в текущие и внеоборотные активы на примере нескольких отраслей:
Текущие активы, % |
Внеоборотные активы, % |
Отрасли |
10 – 20 |
80 – 90 |
Отели и рестораны |
20 – 30 |
70 – 80 |
Электроэнергетика |
30 – 40 |
60 – 70 |
Цв. металлургия, перевозки |
40 – 50 |
50 – 60 |
Черная металлургия, химия |
60 – 70 |
30 – 40 |
Текстильная, сах. промышленность |
80 – 90 |
10 – 20 |
Торговля, строительство |
При быстрых комплексных поставках можно иметь небольшой объём товарно-материальных запасов. Если же поставки непредсказуемы и совершаются в достаточном объёме, то ради обеспечения непрерывности произв-ого процесса фирма будет приобретать запасы тогда, когда они доступны для приобретения. Уровень запасов будет поддерживаться выше среднего.
49. На какие основные вопросы необходимо ответить при разработке политики управления оборотным капиталом?
При разработке политики оборотного капитала необходимо ответить на два вопроса:
1. Каково должно быть соотношение текущих активов и продаж?
Снижение уровня оборотных активов при том, что он всё же обеспечивает требуемый объём продаж, обычно приводит к увеличению доходности использования суммарных активов фирмы.
2. Каково должно быть соотношение краткосрочного и долгосрочного финансирования?
При ориентации на те или иные пропорции долгосрочного и краткосрочного финансирования текущих активов рассматриваются кредиторская задолженность и резервы, краткосрочные кредиты банков и долгосрочные источники финансирования в виде кредитов, облигационных займов и обыкновенных акций. Если допустить, что уровень спонтанных текущих обязательств зависит от таких внешних факторов, как практика торговли, графики уплаты налогов, выплаты з/п, то возникает вопрос о соотношении краткосрочных кредитов банков и долгосрочных источников финансирования. В этой связи выделяют 2 альтернативные стратегии финансирования текущих активов:
1. консервативная (преобладание долгосрочных обязательств, низкий риск ликвидности, высокая цена капитала),
2. агрессивная (много краткосрочных обязательств, высокий риск потери ликвидности, низкая цена капитала).
Следует заметить, что в реальных условиях высококонсервативная стратегия финансирования текущих активов даже предполагает поиск возможности замены дополнительных обязательств на акции.
50. Какие типы политики управления ОК Вам знакомы? Каковы последствия этих политик?
Если фирма может составить точный прогноз динамики и уровня продаж, времени на приобретение запасов и уровня их использования, длительности производственного цикла, то можно достаточно точно определить инвестиции в текущие активы. В условиях неопределенности однозначно эту потребность определить нельзя. В этих условиях инвестиции в текущие активы подразделяются на системную часть и переменную часть для удовлетворения неожиданного спроса потребителей. Величина переменной части будет зависеть от того, насколько консервативно или агрессивно управление текущими активами.
Различают три вида политики:
К– консервативная (высокий уровень текущих активов);
У – умеренная (средний уровень текущих активов);
А – агрессивная (низкий уровень текущих активов).
Пример:
|
19х7 г. |
19х6 г. |
Продажи |
858 |
803 |
EBIT |
101 |
57 |
Текущие активы |
262 |
236 |
Внеоборотные активы |
525 |
408 |
Активы |
787 |
644 |
Рентабельность активов |
0,128 |
0,089 |
Рентабельность текущих активов |
0,385 |
0,242 |
Менеджер в целом придерживается скорее агрессивной политики управления оборотными активами. По мере роста масштабов бизнеса степень агрессии несколько снижается. Причина роста рентабельности активов и текущих активов скрывается за эффектом фин-ого рычага. За счёт ЭФР прибыль возросла почти в 2 раза, тогда как текущие активы увеличились на 11,02%.
Каковы последствия этих политик?
|
Агрессивная |
Консервативная |
Чистая выручка |
1000 |
1000 |
EBIT |
200 |
200 |
Тек-ие активы |
600 |
400 |
Внеоб-ые активы |
500 |
500 |
Общие активы |
1100 |
900 |
ROA |
18,2% |
22,2% |
Консервативную политику предприятия ведут либо в условиях достаточной определённости ситуации, когда объём продаж, сроки поступлений и платежей, необходимый объём запасов и точное время их потребления известны заранее, либо при необходимости строжайшей экономии буквально на всём. Консервативная политика управления текущими активами обеспечивает высокую экономическую рентабельность активов, но несёт в себе чрезмерный риск возникновения технической неплатёжеспособности из-за малейшей заминки или ошибки в расчётах, ведущей к десинхронизации сроков поступлений и выплат предприятия.
Если предприятие придерживается «центристской позиции» - это умеренная политика управления текущими активами.
Если предприятие не ставит никаких ограничений в наращивании текущих активов, держит значительные ДС, имеет значительные запасы сырья и ГП и, стимулируя покупателей, раздувает дебиторскую задолженность - удельный вес текущих активов в общей сумме всех активов высок, а период оборачиваемости длителен, - это агрессивная политика управления текущими активами. Она способна снять с повестки дня вопрос возрастания риска технической неплатёжеспособности, но не может обеспечить повышенную экономическую рентабельность активов.
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость