Анализ среды
Анализ среды включает в себя:
- анализ макроокружения;
- анализ микроокружения;
- анализ внутренней среды организации.
Анализ внешней среды - процесс, посредством которого разработчики стратегии определяют внешние по отношению к организации факторы , чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Обычно анализ внешней среды происходит по трем параметрам:
1. Оценка изменений и их воздействие на различные аспекты выбранной стратегии и цели.
2. Определение факторов, представляющих угрозу для текущей деятельности фирмы и выбранных целей.
3. Определение факторов, представляющих дополнительные возможности для достижения поставленных целей.
Материалы анализа внешней среды дают организации время для прогнозирования возможностей и для составления плана действий на случай непредвиденных обстоятельств, а также время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, которая может нейтрализовать угрозы или даже превратить их в выгодные возможности.
Таким образом, анализ внешней среды включает 2 основные составляющие:
1) определение возможностей;
2) определение угроз.
К возможностям относят:
- ускорение роста рынка;
- выход на новые рынки или сегменты рынка;
- расширение производства;
- увеличение ассортимента производимой продукции;
- благоприятная политика правительства;
- "спокойное" поведение конкурентов и др.
К угрозам относят:
- замедление роста рынка;
- изменение потребностей и вкусов покупателей;
- рост продаж замещающего продукта;
- появление новых конкурентов;
- сокращение платежеспособного спроса населения;
- рост цен у поставщиков;
- неблагоприятная политика правительства.
После анализа внешней среды и получения данных о возможностях и угрозах руководство организации должно оценить свои внутренние силы, которые позволяют воспользоваться предоставленными возможностями и предотвратить угрозы. Кроме сильных сторон, оцениваются также слабые стороны организации, которые в будущем могут стать источником проблем.
Таким образом, анализ внутренней среды организации включает выделение ее сильных и слабых сторон.
К сильным сторонам организации (потенциалу) могут относиться:
- хорошее знание рынка;
- лидирующие позиции на рынке;
- инновационные разработки;
- преимущества в области издержек;
- адекватные финансовые ресурсы;
- высокий уровень техники и технологии;
- высокая квалификация и компетентность кадров;
- хорошая репутация фирмы;
- конкурентные преимущества и др.
К слабым сторонам организации относят:
- неразвитость маркетингового обеспечения;
- слабое знание рынка;
- отставание в области исследований и разработок;
- устаревшая техника и технология;
- недостаточные финансовые ресурсы;
- отсутствие квалифицированных кадров по ряду направлений деятельности.
После составления списка возможностей, угроз, сильных и слабых сторон организации проводят их попарное сравнение и определяют, что требует немедленного внимания и на что следует опираться, чтобы воспользоваться возможностями и предотвратить угрозы (табл. 5).
Анализ внутренней и внешней среды проводится как для организации в целом, так и для каждой отдельной стратегической зоны бизнеса. Стратегическая зона бизнеса ( стратегическая зона хозяйствования) - это отдельный сегмент окружения, на который фирма имеет или хочет получить выход (часть внешнего окружения, отдельные направления деятельности, рынки определенной продукции).
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость