Инструменты анализа внешней среды
Материалы анализа внешней среды дают организации время для прогнозирования возможностей и для составления плана действий на случай непредвиденных обстоятельств, а также время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, которая поможет нейтрализовать угрозы, снизить ущерб или даже превратить их в выгодные возможности. Чтобы оценить сильные и слабые стороны предприятия в области маркетинга исследуются:
- доля рынка и конкурентоспособность предприятия;
- разнообразие и качество ассортимента изделий, в т.ч. темпы обновления продукции и жизненный цикл изделий;
- рыночная демографическая статистика (наличие и качество);
- рыночные исследования и разработки, их уровень, периодичность и качество, предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов;
- эффективность по продвижению товаров, в т.ч. сбыт и реклама;
- соотношение затрат на маркетинг с прибылью.
Для выявления сильных и слабых сторон управления производством нужно ответить на следующие вопросы:
1) Может ли предприятие производить товары и услуги по более низкой цене, чем конкуренты? Если нет, то почему?
2) Доступ предприятия к сырью и топливу, уровень зависимости от поставщиков.
3) Качество используемого оборудования, в т.ч. срок службы, эффективность использования, коэффициент загрузки.
4) Оценка величины материальных запасов, их динамика.
5) Существует ли механизм контроля по поставкам и по готовой продукции;
эффективность этого механизма?
6) Подвержена ли продукция сезонным колебаниям спроса и в какой мере?
7) Эффективность производственного планирования.
8) Эффективность организационной структуры фирмы.
Также при анализе сильных и слабых сторон необходимо дать оценку кадрового потенциала по основным направлениям деятельности организации (стратегическим зонам бизнеса). Данный анализ включает:
- квалификационно-профессиональную и возрастную структуру кадров;
- уровень компетентности и подготовки менеджеров;
- потребности в кадрах;
- эффективность системы вознаграждения за труд;
- порядок преемственности руководящих должностей, в т.ч. подготовка резерва руководящих кадров;
- система продвижения по службе;
- анализ текучести кадров, ее причин;
- наличие и эффективность системы повышения квалификации и аттестации кадров;
- уровень и направленность мотивации сотрудников;
- уровень лояльности сотрудников по отношению к фирме.
Голубков В.В., к.э.н.
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость