Контрольная работа - дать определение стратегии предприятия
Понятие и назначение стратегии предприятия
Слово «стратегия» пришло к нам из Древней Греции и означает «искусство развёртывания войск в бою» или «искусство генерала». Из военного обихода этот термин перекочевал в теорию и практику менеджмента. С позиции управления, стратегия рассматривается как долгосрочный путь развития организации, охватывающий сферы, средства и формы её деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также положение компании в окружающей среде, приводящий организацию к намеченным целям.
В настоящее время существует множество определений стратегии, но всех их объединяет понятие стратегии как осознанной и продуманной совокупности норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней средой.
«Стратегия — это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения»
В управленческой практике России механизм стратегического менеджмента находится в стадии становления. При этом отечественные и международные аналитики считают, что российский рынок вступил в ту стадию, когда отсутствие разработанной стратегии мешает предприятиям на каждом шагу. В условиях рынка предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное - свои долгосрочные цели и стратегию их достижения. Цель стратегического планирования - обеспечить выживание и развитие предприятия в условиях меняющегося окружения, адаптацию к рынку, использование возможностей и предотвращение угроз, возникающих вне предприятия.
Раскрывая содержание понятия «стратегия», Филип Котлер делает акцент на определение стратегии, как плана достижения целей компании, означающих ориентиры развития стратегических бизнес-единиц. Подобной позиции придерживаются отечественные авторы Маркова В.Д. и Кузнецова С.А., дающие следующее определение: «Стратегия — это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения».
Авторы книги «Школы стратегий» Генри Минцберг, Брюс Альстренд и Джозеф Лэмпел, дают пять определений стратегии в соответствии с основными направлениями употребления данного термина не только в науке, но и в жизни:
§ план, руководство, ориентир или направление развития;
§ принцип поведения или следование некоторой модели поведения;
§ позиция, расположение определенных товаров на конкретных рынках;
§ перспектива, т.е. основной способ действия организации;
§ ловкий прием, особый «маневр».
Дэвид Аакер в книге «Бизнес-стратегия» сформулировал не только понятие стратегии, но и лежащие в ее основе шесть компонентов: рынок, на котором конкурируют компании; инвестиции; функциональные стратегии, необходимые для конкуренции на выбранных рынках; стратегические активы и компетенции, лежащие в основе стратегии и обеспечивающие устойчивое конкурентное преимущество; распределение ресурсов между подразделениями компании; создание эффекта синергии от взаимодействия подразделений компании, т.е. создание дополнительной стоимости за счет того, что подразделение компании поддерживают и дополняют друг друга.
И. Ансофф акцентировал связь стратегии с системным подходом и ростом «Стратегия – это системный подход, обеспечивающий организации сбалансированность и общее направление роста».
Также следует согласиться с трактовкой О. С. Виханского, определяющего стратегию со структурной позиции: стратегия как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде.
Следует также отметить, что единой унифицированной стратегии, подходящей для всех организаций не существует. Каждая компания — уникальна, поэтому и стратегия должная разрабатываться под конкретное предприятие, так как она зависит от многих индивидуальных факторов:
· позиции организации на рынке;
· её потенциала;
· динамики развития;
· поведения основных конкурентов;
· характеристик производимой продукции или оказываемых услуг;
· специфики работы в отрасли;
· экономической ситуации в стране и за ее пределами;
· культурной среды и т.д.
Библиографический список
1. Акмаева Н., Акмаева Р. Разработка стратегических планов // Журнал «Управление компанией». – 2002. - №7(14).
2. Андреева Т., Криштопова М. ССП – слово модное // Журнал «Управление компанией». – 2006. – №3. – С.24-27.
3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 1999. – 416с.
4. Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. под научн. ред. Л.И. Евенко. – М., 1989. – 519 с.
5. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 237с. – (Учебники для МВА).
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость