Изучение сезонных колебаний в статистике – курсовая работа
Рассмотрение сезонных изменений
К сезонным колебаниям относят все явления, которые обнаруживают в своем развитии отчетливо выраженную закономерность внутри годичных изменений, т.е. явления, более или менее устойчиво повторяющиеся из года в год колебания уровней.
Для измерения сезонных колебаний статистикой используются различные методы. Наиболее простые и часто употребляемые из них:
· метод абсолютных разностей;
· метод относительных разностей;
· построение индексов сезонности.
Применяя способ абсолютных разностей, оперируют непосредственно размерами этих разностей, а при использовании метода относительных разностей определяют отношение абсолютных размеров указанных разностей к выровненному уровню.
Индекс сезонности рассчитывается по непосредственно эмпирическим данным:
, |
где - средняя для каждого месяца минимум за три года,
- среднемесячный уровень для всего ряда.
Совокупность индексов сезонности отражает сезонную волну. Для наглядного представления сезонной волны индексы сезонности представлены в виде графика (рис.3)
Для выделения сезонной волны определяется средний уровень товарооборота за каждый месяц по трехлетним данным и общая средняя за весь период. Средний уровень товарооборота за месяц получается делением суммы уровней на число лет (в данном примере их 3), а общая средняя получается делением суммы уровней товарооборота за все три года на 36. Затем определяется абсолютное отклонение средних месячных показателей от общей средней: -.
Для нахождения относительных разностей абсолютные отклонения делятся на общую среднюю и выражаются в процентах.
При вычислении индекса сезонности средний уровень соответствующего месяца относится к общей средней.
Все результаты вычислений приведены в таблице 4.
Таблица 4 Изменение сезонных колебаний товарооборота фирмы
год |
1995 |
1996 |
1997 |
итого |
средний |
абсол. |
относит. |
индекс |
1 |
750,00 |
1008,00 |
943,00 |
2701,00 |
900,33 |
-52,49 |
-5,51 |
94,49 |
2 |
875,00 |
1008,00 |
945,00 |
2828,00 |
942,67 |
-10,16 |
-1,07 |
98,93 |
3 |
784,00 |
998,75 |
945,00 |
2727,75 |
909,25 |
-43,58 |
-4,57 |
95,43 |
4 |
833,00 |
963,50 |
924,00 |
2720,50 |
906,83 |
-45,99 |
-4,83 |
95,17 |
5 |
857,50 |
920,00 |
946,00 |
2723,50 |
907,83 |
-44,99 |
-4,72 |
95,28 |
6 |
960,00 |
966,00 |
968,00 |
2894,00 |
964,67 |
11,84 |
1,24 |
101,24 |
7 |
984,00 |
943,00 |
968,00 |
2895,00 |
965,00 |
12,17 |
1,28 |
101,28 |
8 |
1008,00 |
987,00 |
967,50 |
2962,50 |
987,50 |
34,67 |
3,64 |
103,64 |
9 |
980,00 |
1010,50 |
967,50 |
2958,00 |
986,00 |
33,17 |
3,48 |
103,48 |
10 |
1004,50 |
1034,00 |
968,00 |
3006,50 |
1002,17 |
49,34 |
5,18 |
105,18 |
11 |
1029,00 |
966,00 |
946,00 |
2941,00 |
980,33 |
27,51 |
2,89 |
102,89 |
12 |
1032,00 |
966,00 |
946,00 |
2944,00 |
981,33 |
28,51 |
2,99 |
102,99 |
Итого |
11097,00 |
11770,75 |
11434 |
34301,75 |
952,83 |
|
|
|
Анализ полученных результатов
По данным таблицы 4 и, особенно, по графику сезонной волны легко определить, что товарооборот фирмы подвержен незначительным сезонным колебаниям.
Товарооборот минимален весной (до мая) и с конца зимы, что очевидно, т.к. весной большая часть населения работают на огородах, на садовых участках и т.д. (людям некогда смотреть телевизор); а следовательно и снижается спрос покупателей на телевизоры по сравнению с покупками лета и осени, периодами сравнительного роста и стабилизации спроса, а также с повышением спроса в мае и в середине зимы, которая характеризуется временем многочисленного числа праздников (Новый год, Рождество и т.д.), ростом затрат на всевозможные подарки, (в том числе и на телевизоры), по телевизору показывают в это время очень много интересного. В связи с этим фирме можно рекомендовать несколько путей дальнейшего развития:
- если руководство фирмы заинтересовано в стабильной работе круглый год, то необходимо или значительно увеличить затраты на рекламу, скидки, дополнительные льготы и т.д. во время спада покупательской активности(с февраля по май) простимулировать спрос в это время, или же ,по возможности, сменить ассортимент. В результате фирма сможет сохранить объём товарооборота, а также, что не маловажно, остаться на виду у покупателя, не растерять свой имидж и престиж.
- Если же руководство не готово идти на значительные издержки при стимулировании спроса или при переориентации, то необходимо подготовиться к снижению товарооборота, минимизируя свои издержки (отправить в отпуска продавцов или рабочих, сдать в аренду часть торговых и производственных площадей, уменьшить количество рабочих смен или время работы магазинов и т. д.). Недостатком этого варианта является уход фирмы из поля зрения покупателей, в результате чего, возможно некоторое сужение в будущем рынке сбыта, т.к. о фирме могут просто забыть.
В целом же сезонное планирование работы очень важно для деятельности любой организации. Далее рассмотрим индексный анализ факторов динамики.
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость