Миссия и цели организации
Формулировка смысла существования компании
Миссия оговаривает ключевую цель предприятия. Компания зачастую начинает свою деятельность с обозначения четкой миссии. Порой со временем миссия становится менее четкой, поскольку предприятие создает новые товары и занимает новые рыночные ниши.
Сформулировав миссию, в организации руководитель устанавливает четкие цели. Миссия и цели организации определяют ее деятельность в будущем.
Миссия организации может быть четкой, однако некоторые руководители о ней забывают. Например, представители Англиканской церкви вышли на рынок недвижимости с миссией, в которой говорилось, что они «помазанники божьи», в итоге церковь потеряла большую часть своего состояния. Подобные проблемы появляются, когда миссия сформулирована четко, но не корректируется в связи с изменением среды.
Примеры миссии ведущих компаний, которые можно рассматривать как лучшие миссии, мы рассмотрели ранее.
Формулировка миссии организации — это формулировка смысла существования компании: определение чего она хочет достичь в самом широком смысле. Точная формулировка миссии компании способствует направленной работе сотрудников фирмы, позволяя им работать коллективно для достижения общих целей компании.
Как правило, компании обозначают род своей деятельности с точки зрения производимых товаров ("Мы делаем мебель") или используемой технологии ("Мы — химико-технологическая фирма"). Но формулировка миссии организации должна быть ориентированной на рынок.
Миссия, ориентированная на рынок, обозначает деятельность предприятия, с учетом его направленности на удовлетворение основных потребностей потребителей.
Компания Rolls-Royce в своей миссии оговаривает, что занимается мощностью, а не реактивными двигателями.
Фирма Visa в миссии оговаривает, что предоставляет не кредитные карточки, а дает возможность клиентам обменивать ценности и активы на акции, не выходя из дома, покупать практически что угодно и где угодно.
Деятельность предприятия ЗМ согласно его миссии охватывает больше, чем деятельность по производству клея, медицинской продукции, оборудования для исследований; она помогает людям решать проблемы, заставляя инновации работать на них.
Менеджменту организаций требуется избегать чрезмерной конкретизации и излишней расплывчатости в формулировке миссии.
Требования к миссии организации
Она должна быть:
• реалистичной. Например, фирма Сингапур Airlines обманывала бы себя, если бы оговаривала в своей миссии стать самой крупной в мире авиакомпанией.
• конкретной. Миссия должна быть сформулирована для конкретной организации. Иногда с рекламной целью в миссию «напичкивают» много лишнего. Например формулировка миссии "Мы хотим стать ведущей компанией в данной области промышленности, производя товары высшего качества по самым низким ценам и обеспечивая лучшее обслуживание" очень обобщенная. Такая миссия не поможет предприятию в выборе управленческих решений.
• базироваться на специфических способностях. Предприятие «Бенг и Клтфсен» разработало технологию производства микрокомпьютеров, но внедрение на эту рыночную нишу не поможет реализовать ключевые преимущества компании, а именно: стиль, эксклюзивное распространение, высококачественная аудиотехника.
• стимулировать. Миссия должна способствовать тому, чтобы люди поверили ее содержанию. Миссия должна заинтересовывать людей. Не следует формулировать миссию предприятия как рост прибыли: прибыль — результат ведения определенной деятельности.
Сравните миссии двух организаций: компьютерных гигантов, Apple и IBM.
При уровне реализации продукции в IBM на 50 млрд долл. ее президент Джон Эйкерс сказал, что миссия IBM состоит в том, чтобы стать к концу столетия компанией с объемом продаж 100 миллиардов долларов.
В это время миссией компании Apple было определено — предоставление компьютерных технологий каждому человеку.
Миссия Apple по сравнению с миссией IBM сформулирована более удачно, т.к. стимулирует покупателей.
Хорошая интуиция позволяет определить миссию лучшим образом.
У руководителя появляется мечта, девиз, который соответствует потребностям текущего времени.
Руководитель Sony Акио Морита хотел, чтобы у каждого человека был доступ к личному переносному звуковому устройству, его предприятие разработало мини-плейер Walkman.
У Ричарда Брэнсона появилась мысль: "летать — это здорово!", и он открыл Virgin Airlines.
Томас Монаган видел смысл своей фирмы (миссию) в доставке пиццы в любой дом за 30 минут, и он открыл компанию Доминаз Пицца.
Формулировка миссии предприятия должна обозначать направление развития компании на будущие 10-20 лет.
Миссию следует переформулировать, если она начнет противоречить основному пути деятельности и развития предприятия. Если во внешнем окружении имеются небольшие изменения, то миссию менять не следует. Однако ее можно пересмотреть, если клиентам она не нравится.
Миссии и стратегические цели компании
В зависимости от выбранной миссии устанавливаются стратегические цели предприятия.
Каждый руководитель должен четко понимать, какие задачи перед ним поставлены и четко их воплощать. Так, International Minerals and Chemical Corporation (Международная рудно-химическая корпорация) осуществляет различные виды деятельности, в частности производят удобрения. Производитель удобрений оговаривает, что его миссией является не производство удобрений, а рост производительности сельскохозяйственного производства".
Цель, заключающаяся в росте производительности сельскохозяйственного производства, связана с целью компании — производством новых удобрений, которые способствуют улучшению урожайности.
Миссия компании оговаривает ее философию и ключевое направление ее деятельности. Стратегические цели компании – это четкие задачи, поставленные перед ней.
Миссия и цели организации помогают сплотить коллектив в достижении поставленных целей. В случае если миссия и цели четкие и понятные сотрудникам, то люди ощущают большую значимость своей работы, т.к. понимают, что помогают в чем-то людям, воплощая смысл ее существования.
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость