Основные характеристики американского и японского стилей управления
Японское и американское управление персоналом
В целом можно констатировать, что японский стиль управления направлен на обеспечение кадровой стабильности, строится на выделении в качестве первичного звена, являющегося объектом руководства, группы, а не индивида. Тем самым воплощается дух «товарищества» («семьи»), в отличие от американского стиля, воплощающего дух «ассоциации» Типичная американская практика поощряет индивидуализм, динамизм и конкуренцию, что чаще приводит к обострению противоречий между администрацией и рядовыми рабочими и служащими. Основные черты американского и японского стилей представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
Два стиля управления персоналом и их основные черты
Японский стиль, воплощающий дух "товарищества" |
Американский стиль, воплощающий дух "ассоциации" |
Уважение к человеку |
Наемный персонал рассматривается лишь как один из факторов производства |
Пожизненный наем, гарантирующий работу на предприятии до пенсионного возраста. Постоянное обучение сотрудников своей компании |
Предприятие осуществляет наем по контракту и не имеет обязательств по обеспечению занятости своих сотрудников. Приобретение людских ресурсов со стороны считается более предпочтительным, чем переобучение своих сотрудников |
Регулярное перемещение (ротация) и повышение заработной платы в зависимости от стажа работы |
Заработная плата основана на системе учета деловых качеств и принадлежности к определенным группам |
Хорошо зная управленческую практику в обеих странах и сопоставляя применяемые в них системы управления персоналом, руководитель завода японской фирмы "НЕК" по производству средств связи (США, г. Даллас, шт. Техас) выделяет следующие основные характеристики этих двух систем, приведенные в Таблице 2.
Таблица 2.
Системы управления персоналом в японских и американских промышленных компаниях
Характеристики систем управления персоналом |
Японский опыт |
Американский опыт |
Прием на работу |
На условиях пожизненного найма. |
На контрактных условиях. |
Требования, предъявляемые к поступающим на работу |
Соответствие профессиональной подготовки требованиям вакантной должности. |
То же с учетом результатов индивидуального тестирования. |
Гип мышления |
У всех работников сходный тип мышления вследствие однородной национальной основы. |
Тип мышления различен вследствие многообразных этнических особенностей работников. |
Доверие к руководству компании |
Поступление на работу в компанию автоматически означает доверие к ее руководству. |
Автоматическое доверие руководству компании отсутствует. |
Социальная модель поведения |
Подчинение начальнику основано на взаимном согласии между ним и подчиненным. |
Вынужденное подчинение начальнику, т.к. сопротивление подчиненного приведет к его увольнению. |
Отношение администрации компании к идеям и предложениям работников |
Идеи и предложения работников принимают во внимание. |
Администрация следит только за строгим соблюдением работником служебных инструкций, отклонение от которых может явиться причиной их увольнения. |
Отношение одних работников к функциям других работников |
Уважительное. |
Безразличное. |
Жизненная философия |
Личные интересы работников не противоречат интересам компании. |
Придается большое значение сохранению собственной независимости и соблюдению собственных интересов. |
Классовое сознание работников |
Классовое сознание работников не имеет четкого выражения. |
Классовое сознание четко выражено. |
Статус работников |
Статус работников формируется по принципу "все сидят в одной лодке". |
Статус работников неустойчив: их часто увольняют, аналогично тому как списывают устаревшее оборудование. |
Повышение производственной квалификации работников. Уровень заработной платы. |
Вопросы повышения квалификации решаются руководством компании. Уровень зарплаты зависит в большей степени от рабочего стажа. |
Работники повышают производственную квалификацию, используя собственные возможности. Чем выше квалификация, тем выше уровень заработной платы. |
Текучесть кадров |
Низкая. |
Высокая. |
Возможности поддержания технического уровня предприятия |
Технический уровень предприятия поддерживается относительно легко следствие стабильности персонала. |
Поддержание технического уровня предприятия затруднено вследствие большой текучести кадров. |
Результаты политики повышения квалификации работников по инициативе администрации компании |
Результаты положительны: работники стремятся повышать квалификацию за счет компании. |
Повышение квалификации за счет компании рассматривается как премия. Поэтому трудно обосновать необходимость планомерного повышения квалификации и сроки проведения учебного цикла. После завершения учебного цикла работники часто увольняются. |
Личная ответственность работников |
Она не определена жесткими должностными инструкциями. Во многих случаях обязанности различных работников частично совпадают (перекрываются). В этих условиях жесткое управление неэффективно. |
Она определена жесткими должностными инструкциями. Здесь система жесткого управления эффективна. |
Человеческие взаимоотношения |
Отношения с другими работниками имеют большое значение. |
Хотя отношениям с коллегами придается большое значение, факторы индивидуализма в поведении преобладают. |
Доверие между руководством и персоналом компании |
Оно основано на принципе коллективной ответственности. |
Оно часто отсутствует. И управляющие, и рабочие думают прежде всего о собственных интересах. |
Вера в вечное существование компании |
Существует. |
Не существует, т.к. даже рентабельные фирмы могут быть проданы ради прибыли. |
Страх потери работы |
Фактически нет. |
Существует постоянный страх потери работы и беспокойство за судьбу компании. |
Наличие логики в управлении |
Логика в управлении часто носит неопределенный характер. |
Все процессы управления логичны, например, установленный порядок работы |
Характер решения вопросов |
Небольшие отклонения от логики управления и импровизация в действиях допустимы. |
Импровизация в действиях вне рамок логики управления недопустима, поэтому необоснованные действия не предпринимаются. |
Разработал к.э.н.Голубков В.В.
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость