Система набора персонала в Японии
После Второй Мировой войны система пожизненной занятости и отождествления работника с компанией укоренилась еще больше, т.к. была выгодна обеим сторонам. В послевоенный период ежегодный набор работников производился по трем основным группам:
- средняя школа (9 классов обязательного образования);
- высшая школа (12 лет обучения);
- четырехлетний колледж (16 лет обучения).
Выпускники средней школы находят работу только на очень мелких заводах и в магазинах. Большинство выпускников высшей школы принимают на работу в средние и крупные производственные компании в качестве рабочих, часть девушек-выпускниц становится помощницами клерков или продавцов в крупных компаниях в сфере торговли и обслуживания, а некоторых юношей нанимают в отделы сбыта средние по масштабам компании в сфере обслуживания. Мужчин с университетским образованием в принципе принимают на работу как кандидатов на управленческие посты.
Руководство каждой фирмы в высшей степени требовательно и придирчиво относится к отбору, приему, обучению и воспитанию кадров специалистов и управленцев. Этот процесс осуществляется следующим образом:
ü примерно за полгода до окончания учебного года в высшей и средней школе и высших учебных заведениях фирмы вывешивают списки с указанием числа работников, подлежащих приему на работу в следующем году (с первого апреля); одновременно с этим представители фирм анализируют состав учащихся выпускных курсов, ведут конфиденциальные переговоры с наиболее перспективными из них и выдают индивидуальные приглашения на работу;
ü в конце учебного года выпускники приходят в выбранные им фирмы и сдают письменный экзамен, построенный таким образом, чтобы оценить как профессиональную подготовку, так и общеобразовательный уровень кандидата;
ü кандидаты, успешно сдавшие экзамен, проходят собеседование; в небольших фирмах - непосредственно с директором (или президентом), в крупных - несколько собеседований - с сотрудником и начальником отдела кадров головной фирмы;
ü кандидаты, прошедшие собеседование, принимаются на работу;
ü с первого апреля они не приступают непосредственно к работе, а для них организуется специальный курс обучения и воспитания, призванный наиболее быстро и рационально адаптировать новых работников к стилю и методам работы на фирме; формы адаптации могут быть различными: лекционные и семинарские занятия непосредственно на фирме; выездные занятия в отеле или кемпинге с приглашением специалистов и экспертов со стороны; выездной групповой тренинг в кемпинге.
Последняя форма является наиболее распространенной и считается более эффективной, чем другие.
Варианты оценки руководителей на японских предприятиях.
Бланк балльной оценки начальника административного отдела универсального магазина "Исетан":
1. Результаты работы за соответствующий период (степень достижения целевых показателей по объему продаж, прибыли и др.).
Используемые баллы: - от 6 до 30.
2. Руководящие способности (правильное руководство подчиненными, успешная работа в моральных показателях, характеризуемые работой в группе, ее сплоченностью, стилем руководства и оказанием помощи подчиненным, подготовкой заместителей и делегированием ответственности). - От 6 до 30.
3. Умение вести переговоры в компании и вне ее (тщательная подготовка, понимание партнеров, совместное решение проблем). - От 2 до 10.
4. Творческий подход к проблемам (выполнение планов, стремление к преодолению трудностей). - От 2 до 10.
5. Использование знаний и получаемой информации (гибкость поведения, способность к предвидению). - От 2 до 10.
6. Способность к быстрой оценке и принятию решений. - От 2 до 10.
Результаты суммируются и получается итоговый балл, лежащий в области от 20 до 100 баллов.
Оценка способностей руководителя (к очередному повышению заработной платы):
1. Потенциал (возможности совершенствования способностей и результатом работы). Исследуются гибкость мышления, активность, наличие потенциала внутреннего роста, постоянного стремления к совершенствованию, неудовлетворенности достигнутым, желание принять на себя более высокую ответственность. Баллы: - От 3 до 15.
2. Лидерство; мотивация подчиненных (хороший контакт с ними).
- От 5 до 25.
3. Результативность работы, прогноз на будущий год (отношение фактических продаж, прибыли к плановым). -От 4 до 20.
4. Умение вести переговоры и взаимодействовать с партнерами (умение хорошо говорить и слушать, стремление понять других, спокойная манера речи, выдержанность, способность к взаимодействию с партнерами). -От 3 до 15.
5. Способность к творчеству (постоянное стремление к решению сложных проблем, творческий подход решению поставленных задач). -От 2 до 10.
6. Знания и информированность (обеспечение необходимой информацией; умение работать по плану, своевременно реагируя на изменения; умение оценивать и прогнозировать ситуацию). -От 2 до 10.
Резюме.
Таким образом, на основе вышесказанного можно сформулировать следующие основные принципы, лежащие в основе японского управления:
I. Главная цель – повышение производительности труда работников, а не максимизация прибыли;
II. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Гарантии занятости обеспечивает система пожизненного найма;
III. Концепция непрерывного обучения. Непрерывное обучение приводит постоянному совершенствованию мастерства, а улучшение мастерства само себе приносит человеку огромное удовлетворение. Данная концепция тесно связана с концепцией «человеческого потенциала»;
IV. Гласность и ценности корпорации. Прививание и поддержка в коллективе духа корпоративности, объединение работников общими интересами и пониманием общих целей работы. Стремление японского менеджмента к усилению преданности служащих своим компаниям. Отождествление служащих с корпорацией создает крепкую мораль и ведет к высокой эффективности;
V. Управление, основанное на информации;
VI. Управление, ориентированное на качество. Создание кружков качества, применение концепции TQM;
VII. Постоянное присутствие руководства на производстве;
VIII. Поддержание чистоты и порядка;
IX. Процесс коллективного принятия решений. Когда создана обстановка, обеспечивающая групповое принятие решений, все члены коллектива могут вносить вклад в достижение цели в полную меру своих способностей. Решение принимается на основе полного единодушия группы:
X. «Вертикальный» тип отношений в социальных группах. Люди получают удовлетворение от зависимости, определяемой тесной вертикальной связью в структуре коллектива, которая воспринимается как гарантия защищенности и безопасности;
XI. Приоритет вознаграждениям, а не наказаниям. Контроль подразумевает модель «Проверка – помощь», а не «Выявление – наказание». Система вознаграждений основывается на трудовом стаже;
XII. Способ организации профсоюзов. Профсоюз в Японии является союзом рабочих одной фирмы, а не разделяется по профессиям. Характерно сотрудничество профсоюзов с менеджерами корпорации;
XIII. Японская система управления представляет собой синтез импортированных идей и культурных традиций. Инновация - основа экономического роста.
Выводы.
Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие особенности американского менеджмента:
I. Наличие так называемой англо-американской модели, которая обладает специфическими чертами:
• наличие внешних акционеров («аутсайдеров»);
• развитый рынок капитала;
• важная роль фондовой биржи;
• четко разработанная законодательная основа ведения бизнеса;
• жесткие требования к раскрытию информации.
Англо-американская модель развивается в следующих направлениях:
• рост «внешних» акционеров;
• увеличение доли институциональных инвесторов;
• включение в Совет директоров все большего количества независимых директоров;
• уменьшение размера Совета директоров.
II. Большое значение человеческого фактора. Вся наука управления построена на максимальном использовании человеческих возможностей в области целеполагания, принятия решений, организации коллективов, контроля деятельности, использования коммуникаций, установления оптимальных организационных структур.
III. Малый бизнес - становой хребет Америки.
В настоящее время наблюдаются следующие тенденции развития:
I. Глобализация экономических процессов в США, которая предполагает:
1. Создание единого европейского рынка;
2. Организацию работы компаний в соответствии с глобальными стандартами качества, цен, дизайна и услуг;
3. Создание руководителя нового типа, так называемого «глобального менеджера»;
4. Искусство управлять глобальной системой, не нарушая самостоятельности локальных звеньев;
5. Развитие стратегических альянсов.
II. Локализация экономических процессов предполагает:
1) Учет национальных особенностей;
2) Учет менталитета работающих кадров;
3) Учет принятых схем финансовых потоков;
III. Реформирование традиционных структур. Замена иерархической структуры управления на горизонтальную, сокращение менеджеров среднего уровня;
IV. Изменения в технологии менеджмента:
1) Быстрое реагирование менеджеров на колебания рынка;
2) Улучшение системы обслуживания покупателей, индивидуальный подход к каждому клиенту (создание компьютеризированных файлов на каждого покупателя фирмы).
Разработал к.э.н.ГолубковВ.В.
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость