Страховой маркетинг
Страховой маркетинг является частью общей маркетинговой науки и представляет собой систему взаимодействия страховщика и страхователя, направленную на взаимный учет интересов и потребностей. Страховой маркетинг, с одной стороны, - явление страхового рынка, в значительной мере определяющее лицо страхования, а с другой - практический инструмент работы страховых организаций. Данный инструмент направлен на изучение рынка и оптимизацию работы с потребителями.
В структуре страхового маркетинга в настоящее время выделяются два самостоятельных направления:
- товарный, или рыночный, маркетинг;
- структурный, или организационный, маркетинг.
Цель рыночного маркетинга - совершенствование деятельности страховщика и повышение прибыльности страховых организаций за счет анализа состояния внешней среды и изменения товарной среды. Рыночный маркетинг включает:
- изучение и сигментацию рынка, а также собственного страхового портфеля самим страховщиком;
- определение потребностей рынка в страховой продукции и концентрацию усилий на наиболее прибыльных направлениях;
- более точное определение уровня риска для групп клиентов или каждого страхователя индивидуально;
- учет потребностей страхователей при разработке страхового продукта, т.е. совершенствование страховой продукции в соответствии с требованиями рынка.
Организационный маркетинг нацелен на повышение эффективности деятельности страховой организации за счет оптимизации ее внутреннего устройства:
- выбора оптимальной системы сбыта страховой продукции исходя из особенностей потребительского поведения, свойств страхового продукта;
- стимулирования сбыта;
- совершенствования и развития структуры страховых организаций исходя из ее задач с учетом особенностей и квалификации персонала, специфики рынков в связи с организацией системы сбыта страховой продукции;
- совершенствования разделения труда по горизонтали и вертикали.
Страховой маркетинг не может быть эффективным, если он не основывается на анализе потенциальных и имеющихся страховых рынков (клиентов). Поэтому страховой маркетинг выполняет следующие функции:
- исследование рынков и изучение собственного страхового портфеля;
- разработку требований к страховым продуктам (услугам);
- продвижение страховых продуктов на рынок
Исследование рынков и собственной клиентской базы - это изучение потенциальных и нынешних клиентов с целью выявления таких потребительских групп, привлечение которых в страховых организациях в качестве страхователей принесет страховщику наибольшую прибыль. Исследование рынков подразумевает также его сегментацию и выделение целевых (наиболее предпочтительных) участков.
Данный процесс должен осуществляться с учетом свойств потенциальных клиентов и имеющейся у страховщика клиентуры, к которым относятся:
- ее страховые потребности - требуемое страховое покрытие;
- географическое и социально-демографическое распределение;
- платежеспособность потребителей;
- возможность воздействия на клиентуру при помощи рекламы и иными способами с целью убедить ее приобрести страховой продукт;
- стоимость привлечения клиентуры в страховые организации - затраты на содержание сбытовых звеньев;
- возможные направления эволюции страховых потребностей и предпочтений клиентов - динамика потребительского сегмента в плане его платежеспособности, потребностей и способов привлечения в страховые организации;
- конкурентность страховых рынков и возможные перспективы действия конкурентов;
- оценка уровня риска наступления страхового случая для различных типов страхователей;
- оценка средней стоимости страхового события и стоимости страховых случаев для различных групп потенциальных клиентов.
Исследование собственного страхового портфеля страховщика - это анализ вероятности наступления страховых событий и стоимости страховых случаев для фирм в зависимости от различных характеристик клиентуры (страхователей):
- географического положения;
- профессии;
- характера деятельности;
- пола;
- возраста;
- характера застрахованных рисков и взятого на страхование имущества или иных интересов.
Анализ страхового портфеля позволяет оценить потребности клиентуры в страховом покрытии, изучить факторы привлекательности продукта и страховые организации в целом, разработать методики удержания клиентуры.
Разработка требований к страховым продуктам - это процесс определения их свойств, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности страхователей, а также соответствующих потребительским предпочтениям в отношении формы организации страхового продукта. В этот процесс должны входить:
- принимаемые на страхование имущественные интересы;
- страхуемые рынки;
- цена страхового продукта;
- дополнительные услуги, предоставляемые страховщиком;
- качество и полнота обслуживания клиента на стадии продолжения страхового договора.
Страховой маркетинг в России в последнее время становится довольно популярным направлением развития большинства отечественных страховщиков. Появляется все больше теоретико-методологического и прикладного научного материала, где в той или иной степени затрагиваются проблемы страхового маркетинга.
Список литературы:
1. 1. Гарькуша В.Н., Сербиновский Б.Ю. Страховое дело: Учебное пособие - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
2. Гвозденко А.А. Страхование : учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2006.
3. Голодова Ж .Г. Финансы и кредит: учебное пособие для вузов. - М.: инфра-М, 2009.
4. Комлева Н.В. «Страховой рынок в 2009 году»// «Аудитор, № 11, 2009 г
5. Лайков А. Ю. «Актуальные задачи российского страхового бизнеса в условиях кризиса»// «Финансы», № 11, 2009 г.
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость