Goodstudents.ru

 

 

 

 

 

Контрольные по финансам, Финансовому менеджменту с решением Функции финансов. Признаки финансов. Контрольные вопросы и ответы по финансам
Функции финансов. Признаки финансов. Контрольные вопросы и ответы по финансам

Функции финансов. Признаки финансов. Контрольные вопросы и ответы по финансам

Выделяют две основные функции -распределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов заключается:

1) в создании так называемых основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства;

2) в создании вторичных или производных доходов путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Контрольная функция финансов

Контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса расширенного воспроизводства.

Одной из задач финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Финансовый контроль осуществляется в процессе финансового планирования , при использовании доходной и расходной частей бюджетной системы.

Помимо распределительной и контрольной функций финансы выполняют регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через государственные расходы, налоги, государственный кредит в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Функция содержания государства

Функции финансов осуществляются:

- на всех уровнях управления экономической системой (Федеральном, территориальном, местном);

- во всех сферах общественной жизни (материальное производства, сфера обращения, сфера потребления);

- на всех уровнях экономической системы (внутрихозяйственном - финансы предприятий, внутриотраслевом - финансы комплексов, межотраслевом и межтерриториальном - госбюджет и внебюджетные фонды).

Также существует следующая классификация финансов.

Выделяют функции финансов:

  1. распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой функции создаются фонды);
  2. перераспределительная (перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества);
  3. регулирующая (финансы могут как стимулировать производство. так и угнетать его);
  4. контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары).

Другая трактовка (по учебнику Родионовой) заключается в том, что функции финансов следующие: распределительная и контрольная, а остальные являются производными от распределительной функцию.

Распределительная функция.

Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных доходов (заработная плата, прибыль). Стадия перераспределения – многоступенчатый этап, на котором формируется общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды предприятий. Распределительная функция - объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении.

Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы.

Контрольная функция. Осуществлением соблюдения пропорций в распределительном процессе занимается контрольная функция финансов. Пропорции для разных отраслей различны и складываются при разных условиях и, следовательно, они объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс. Главной же контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления.

В связи с развитием рыночных отношений кроме бюджетных отношений появились внебюджетные. Часть средств на проведение социально - культурных мероприятий идет через внебюджетные фонды. Таким образом, считается, что мы сокращаем бюджет, но при этом увеличивается нагрузка на предприятия, которые производят отчисления.

Появились новые моменты в теории финансов. Одним из них является стимулирующая функция финансов.

Признаки финансов:

1). Финансы носят денежный характер, однако бывают ситуации, когда в финансовой системе вращаются и натуральные товары.

2). Финансовые отношения носят распределительный характер.

3). Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые принимают форму финансовых ресурсов.

Финансовый источник > финансовые ресурсы > финансовые фонды.

Сущность любой экономической категории, в том числе и финансов, проявляется в ее функциях. Функции показывают какими методами реализуется сущность экономической категории ( финансов в нашем случае). Функции финансов - диалектически взаимосвязанные между собой стороны одной экономической категории

1) Распределительная функция позволяет с помощью финансовых отношений распределить созданный валовый национальный продукт (ВНП) между субъектами хозяйствования .

Назначением распределительной функции финансов является обеспечение субъектов хозяйствования. На первом этапе распределения ВНП образуются первичные доходы, на втором - вторичные, которые направляются в непроизводственную сферу, личное потребление. Т.е. первичное распределение доходов происходит в производственной сфере. Там, где товар не производится, нет первичного распределения доходов.

Субъектами распределительной функции являются государство, юридические и физические лица.

Благодаря распределительной функции финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом, активно влияя на все его стадии. С помощью этой функции осуществляется прежде всего возмещение стоимости потреблённых ср-в производства и образование доходов в различных формах, а также формируются фонды целевого назначения. На основании данной функции обеспечиваются также общегосударственные потребности, формируются ресурсы для содержания и развития непросферы, осуществляется внутриотраслевое, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение национального дохода и т.д. С ёё помощью предупреждаются возможные диспропорции на отдельных участках хозяйственного строительства, и обеспечивается необходимая маневренность в использовании ресурсов.

2) Контрольная функция вытекает из первой функции благодаря оценке величины фондов денежных средств и их предусмотренной направленности. Её основу составляет движение финансовых ресурсов. Инструментом реализации выступает финансовая информация. Степень и глубина реализации определяется состоянием финансовой дисциплины обязательного порядка ведения финансового хозяйства, соблюдение установленных норм и правил, выполнение финансовых обязательств.

Финансы (Ф) - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения валового общественного продукта в связи с формированием денежных доходов у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, стимулирование работающих, удовлетворение социальных и др. потребностей общества.

Ф отличаются от зар платы, др. доходов, кредита тем, что Ф- это неэквивалентные отношения, выражают одностороннее движение стоимости (зарплата - двустороннее движение; кредит- возвратные отношения). Финансовые ресурсы предоставляются бесплатно и без возвращения. С помощью Ф удовлетворяются различные государственные и общественные потребности: 1)Образование; 2)Наука; 3)Военные потребности; 4)Затраты на социальные цели; 5)Улучшение воспроизводства капитала; 6)Охрана окружающей среды и т.д. Финансовые отношения могут быть поделены на три сферы:1)Ф предприятий, 2)страхование, 3)государственные Ф. На уровне микроэкономики (на предприятиях и в домашних хозяйствах) образуются первичные Ф. Первичные Ф на уровне макроэкономики служат базой вторичных Ф государства. Они образуются в результате последующего распределения (или перераспределения) доходов главным образом в виде налогов. Налоги - обязательные платежи предприятий населения, которые государство взимает с учетом величины первичных доходов.

Сущность Ф как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Через эту функцию реализуется общественное назначение Ф - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами. Субъектами при финансовом методе распределения выступают юр и физ лица: государство, предприятия, граждане. С помощью распределительной функции создаются бюджетные резервы, страховые и внебюджетные фонды; данные фонды используются для устранения пропорций в экономике; обеспечиваются общегосударственные потребности. 2) Контрольная функция. Благодаря этой функции Ф общество знает а)как складываются пропорции в распределении денежных средств; б)насколько своевременно финанс ресурсы поступают в распоряжение субъектов хозяйствования, в)насколько экономно и эффективно они используются.

Финансы - экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечение условий расширенного воспроизводства.

Под централизованными финансами понимают экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, которые аккумулируются в государственной бюджетной системе.

Децентрализованные фонды - денежные отношения, которые формируют денежный оборот предприятия.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Известна еще одна классификация функций финансов.

Функции финансов

1. Распределительная.

2. Контрольная.

3. Функция формирования денежных доходов.

Распределительная и контрольная функции осуществляются финансами одновременно, но контрольная функция выступает и сама по себе. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода. В этот момент происходит создание первичных или основных доходов.

Национальный доход - часть валового общественного продукта без материальных затрат на его производство. Выражает весь объем чистой продукции страны.

В материальном производстве кроме распределительной и контрольной функции, появляется функция формирования денежных доходов.

Контрольная функция. Объектом контрольной функции являются показатели деятельности предприятий, учреждений, организаций (баланс - Ф-1; отчет о финансовой деятельности предприятий - Ф-2).

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

1. Общегосударственные (вневедомственные).

2. Ведомственные.

3. Внутрихозяйственные.

4. Общественные.

5. Независимые (аудиторские).

Общегосударственный контроль - осуществляют органы государства и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности, то есть государство может проконтролировать любую организацию, независимо от формы собственности.

Ведомственный контроль - проводят контрольно - ревизионные отделы министерств и ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово - хозяйственной деятельности подведомственных учреждений, организаций.

Внутриведомственный контроль - производится финансовыми службами предприятий, организаций (бухгалтерия, отдел труда и заработной платы, финансовый отдел, планово - производственный отдел). В функции этих отделов входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений (цех, склад, строительное управление).

Общественный контроль выполняют отдельные физические лица и общественные организации на добровольных началах (общество защиты прав потребителей, экология).

Аудиторский контроль (до рыночной экономики его не было) выполняется аудиторскими фирмами и службами. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов. В зависимости от целей и задач, выделяют два вида аудита:

а) внешний;

б) внутренний.

Основные цели внешнего аудита:

1) проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности;

2) экспертиза финансово - хозяйственного состояния;

3) оценка платежеспособности;

4) разработка рекомендаций по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию.

Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контроля по поручению руководителя. Внутренний аудит выполняется непрерывно и охватывает все участки хозяйственной деятельности.

Стадии финансового контроля (по срокам проведения):

1. Предварительный.

2. Текущий.

3. Последующий.

Предварительный финансовый контроль производится в процессе составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятия, смет бюджетных организаций, проектов бюджета.

Цель: эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, смет, бюджета.

Задача: своевременный контроль правильности и законности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом (уплата налогов).

Последующий - организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности проведенных финансовых операций.

Задача:

1) выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

2) возмещение нанесенного ущерба;

3) привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц;

4) принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

 




 






Goodstudents Goodstudents



Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник (администратор сайта).