Цели и ценности руководства
Ценности - это то значение, которое в организации придают вещам и явлениям. Ценности определяют общее поведение руководства.
"Как индивиды, так и организации проявляют предпочтение к определенным типам стратегического поведения. Они выражают такое предпочтение, следуя определенной линии поведения, даже если это означает потери с точки зрения сиюминутных результатов". (Игорь Анзофф).
Эти определенные типы стратегического поведения определяются так называемыми ценностными ориентациями. Различают 6 ценностных ориентации, которые оказывают воздействие на выбор целей и определение стратегии организации (табл. ).
Таблица
Сферы ценностей
Сферы ценностей |
Категории ценностей |
Типы целей |
Теоретические |
Истина, знание, рациональное мышление |
Долгосрочные исследования и разработки |
Экологические |
Практичность, полезность накопление, богатства |
Рост прибыли, ориентация на финансовые результаты |
Политические |
Власть, имидж, признание |
Общий объем капитала, количество работников, рост продаж |
Социальные |
Хорошие человеческие отношения, привязанность, отсутствие конфликтов |
Социальная ответственность, благоприятная атмосфера в организации |
Эстетические |
Художественная гармония, форма, симметрия |
Дизайн, качество и привлекательность изделий |
Религиозные |
Всеобщее согласие |
Этика, моральные проблемы и нравственные нормы |
Выбор тех или иных ценностных ориентаций зависит от профиля деятельности организации, состояния окружающей среды и других факторов. Ценностные ориентации находят свое отражение в формулировке миссии организации.
Ценности - это морально-этические нормы, существующие в организации, обязательные для выполнения. Они, как правило, включают в себя понятия: долг, честь, следование традициям, обязательность, ответственность, принятые в организации нормы и правила поведения, уважение к коллегам, самоуважение.
Цель - это идеальное описание желаемых результатов деятельности организации. Определение целей на ближайшую и долгосрочную перспективы является одной из важнейших задач менеджмента. Без четкой формулировки целей своей деятельности организация не может утвердиться на рынке и выжить в конкурентной борьбе.
Смысл установления цели организации заключается в определении наиболее значимых направлений деятельности и ожидаемых результатов с тем, чтобы сконцентрировать основное внимание на достижении этих результатов. Цели устанавливаются с учетом ценностей организации. Цели зависят от состояния внешней и внутренней среды, поэтому они имеют изменчивый характер и многозначность (табл.).
Таблица
Группировка целей по критериям
Критерии
|
Виды целей
|
По содержанию |
Экономические, политические, социальные, организационные, научно-технические
|
По значению
|
Стратегические, тактические, оперативные
|
По периоду установления
|
Долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные
|
По сфере приложения
|
Внешние, отражающие желательную систему связи организации с окружающей средой; внутренние, определяющие желательное состояние внутренней среды организации
|
Объективно-субъективный подход
|
Цели объекта управления и цели субъекта управления
|
По измеримости
|
Качественные и количественные цели
|
По приоритетности
|
Особо приоритетные и прочие
|
По повторяемости
|
Постоянные и разовые
|
По стадиям жизненного цикла организации
|
Цели на стадиях: проектирования объекта; становления объекта; зрелости объекта, завершения деятельности объекта
|
По уровням управления объекта
|
Народно-хозяйственный уровень, отраслевой, региональный уровень управления организацией и структурными подразделениями
|
Цели являются важнейшим инструментом управления. К целям предъявляются следующие требования:
1) цели должны быть достижимы (реальны);
2) цели должны быть конкретны;
3) цели должны быть измеримы;
4) цели должны быть ориентированы по времени;
5) цели индивидов, групп, подразделений и организации в целом должны быть совместимы, т.е. согласованы между собой;
6) цели должны быть известны работникам организации (исполнителям).
Цели фирмы определяют концепцию ее развития и основные направления деловой активности. При разработке стратегических позиций организация использует определенные качественные и количественные показатели. Качественные показатели именуются ориентирами, количественные - заданиями. Ориентир, как правило, означает более отдаленную цель и имеет более обобщенный характер, в то время как задание означает более конкретную цель краткосрочного характера.
Следует различать цели общие или глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей и ориентиров.
Общие цели отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются на длительную перспективу. Одновременно с формированием целей происходит их ранжирование по принципу приоритетности.
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость