Организация бизнес-планирования в ОАО «Ивановская генерирующая компания»
Порядок разработки бизнес-плана в ОАО «Ивановская генерирующая компания»
Генеральный директор ОАО «Ивановская генерирующая компания» обеспечивает разработку бизнес-плана в рамках положений Стандарта, Регламента.
Финансовый отдел ОАО «Ивановская генерирующая компания» является ответственным подразделением за формирование полного комплекта бизнес-плана и организует его разработку и согласование.
Наименование раздела бизнес-плана |
Ф.1. Общие сведения об акционерном обществе |
Ф.2. Ключевые и оценочные показатели компании |
Ф.3. Программа реализации, в том числе |
Ф.3.1 Объемы реализации |
Ф.3.2 Тарифы (цены) |
Ф.3.3 Выручка |
Ф.4. Сводный баланс электрической мощности |
Ф.5. Производственная программа |
Ф.6. Смета затрат |
Ф.7. План ремонтов |
Ф.8. Инвестиционная программа, в том числе |
источники финансирования |
инвестиции в основной капитал |
ввод основных фондов |
Ф.9. Расход и стоимость топлива |
Ф 10. Оплата труда |
Ф.11. Операционные и внереализационные доходы и расходы |
Ф.12. План прибылей и убытков |
Ф.13. Прогнозный баланс |
Ф.14. Прогноз движения денежных средств |
Ф.15. План мероприятий по достижению КПЭ (ПУИ) |
Ф.16. Лимит эксплуатационных расходов |
Пояснительная записка |
Процесс разработки бизнес- плана начинается с определения плановых объемов отпуска тепловой энергии.
Отдел сбыта тепловой энергии Общества передает данные о величине плановых объемов потребления тепловой энергии в Производственно-техническую службу Общества.
Производственно-техническая служба Общества на основании установленной мощности энергетического оборудования с учетом заявок потребителей на покупку тепла, сезонных, технических и временных ограничений мощности, графика ремонта оборудования разрабатывает балансы энергии и мощности. Балансы в части электрической энергии разрабатываются в трех вариантах: минимальный, оптимальный и максимальный.
Три варианта балансов ПТС передает в ПЭО Общества.
ПЭО разрабатывает три варианта баланса стоимости энергии и передает в Отдел энергосбытовой деятельности варианты тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Отдел энергосбытовой разрабатывает три варианта программы реализации с учетом торговли в ССТ ОРЭМ и передает в ПЭО Общества.
ПЭО производит сравнительный анализ экономической эффективности трех вариантов балансов энергии и мощности. Критерий эффективности - максимальная разница между товарной продукцией и затратами на производство энергии (валовая прибыль).
Вариант балансов, прошедший согласование в Обществе, ПЭО направляет на согласование в РСТ Ивановской области и утверждение в ФСТ РФ.
Сроки разработки и представления на утверждение балансов энергии и мощности закреплены Приказом ФСТ России от 21.03.2006г. № 60-э/5.
На основании утвержденных ФСТ РФ балансов энергии и мощности ПТС Общества заполняет разделы бизнес- плана:
№ 4 « Сводный баланс электрической мощности»
№ 5 «Производственная программа».
Раздел 3 «Программа реализации» формирует Отдел энергосбытовой деятельности Общества на основании следующих данных:
- утвержденных (прогнозируемых) тарифов на электрическую и тепловую энергию и мощность, химически очищенную воду и невозврат конденсата, предоставляемых ПЭО;
- объема полезного отпуска тепловой энергии в разбивке по потребителям и прогноза поступлений денежных средств за отпущенную тепловую энергию и теплоноситель;
- объема продажи электрической энергии и мощности в разбивке по секторам оптового рынка электроэнергии (мощности) на основе сценарных условий.
Раздел 7 «План ремонтов» разрабатывает Отдел подготовки проведения ремонтов Общества на основании Положения по формированию производственных программ (ремонтных, технического перевооружения и реконструкции, нового строительства и расширения), Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ (СО 153-34.20.501-2003), Правил организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей (СО 34.04.181-2003) с использованием Общероссийского классификатора продукции ОК 005- 93.
Для формирования данного раздела используется информация:
- обособленных подразделений Общества – о необходимых объемах ремонтных работ и потребности в материалах (физические объемы),
- ПЭО – о размере фонда оплаты труда и начислений по ремонтному персоналу,
- ОМТС - расходы по статье «Материалы на ремонт» в денежном выражении.
Производственные цеха, участки, службы представляют в ОППР анализ технического состояния и повреждаемости основного оборудования. На основании анализа технического состояния оборудования ОППР готовит проект графика ремонта основного оборудования на следующий год и утверждает его у главного инженера Общества.
Приоритетность объектов ремонта определяется ОППР и утверждается техническим руководством Общества (директором по производству, главным инженером), основываясь на следующих принципах (СО 34.04.181-2003):
- соответствие мероприятия перспективному плану ремонта и модернизации основных производственных фондов,
- обеспечение необходимой надежности работы оборудования,
- обеспечение экономической эффективности (анализ «стоимость выполнения – выгода»).
Первая группа приоритетности - мероприятия высокой степени важности (капитальные, средние и текущие ремонты основного энергетического оборудования);
Вторая группа приоритетности - мероприятия средней степени важности (капитальные, средние и текущие ремонты вспомогательного энергетического оборудования);
Третья группа приоритетности- мероприятия малой степени важности (прочие виды ремонтов).
Раздел 8 «Инвестиционная программа» формируется в соответствии с Концепцией технической политики ОАО РАО «ЕЭС России», Положением об инвестиционной деятельности ОАО «Ивановская генерирующая компания», Стандартом классификации, рассмотрения, утверждения проектов ДЗО, Регламентом рассмотрения, согласования и утверждения инвестиционных проектов, Положением по формированию производственных программ с использованием общероссийского классификатора продукции ОК 005-93.
Главный инженер координирует работу по подготовке, согласованию и реализации инвестиционной программы.
Формирование данного раздела производится по следующей схеме:
1. Заместители главного инженера обособленных подразделений, ОИТ, ПТС формируют предварительный состав инвестиционных проектов по техническому перевооружению и реконструкции, новому строительству и расширению, планируемых к реализации в планируемом периоде.
2.ПТС рассматривает и согласовывает предварительный состав инвестиционных проектов.
3. ПЭО на основании данных ПТС и ОКС проводит расчет годового экономического эффекта по каждому инвестиционному проекту.
4. Финансовый отдел проводит расчет экономических показателей инвестиционных проектов (внутренняя норма доходности, чистый дисконтированный доход, срок окупаемости простой и дисконтированный, индекс доходности) по каждому инвестиционному проекту.
5. Финансовый отдел определяет в денежном выражении объем амортизационных отчислений года на планируемый период и объем прибыли (текущего года, прошлых лет) для финансирования инвестиционной программы.
6. ОКС обобщает информацию, формирует инвестиционную программу, заполняет формы по инвестиционной деятельности , в соответствии с Положением по формированию производственных программ (ремонтных, технического перевооружения и реконструкции, нового строительства и расширения) ОАО «Ивановская генерирующая компания».
7. Формирование дополнительной формы «Инвестиционная программа» производит ОКС на основании данных предоставляемых при формировании раздела 8 бизнес-плана. Разбивку по группам приоритетности производит ОКС на основе экономико-финансового анализа и утверждает техническое руководство компании.
Деление проектов на три группы приоритетности осуществляет техническое руководство:
Первая группа приоритетности - инвестиции, обеспечивающие существенный экономический эффект, обеспечивающие ввод новых мощностей, повышение эффективности работы оборудования, подключение новых потребителей, сокращение текущих затрат.
Вторая группа приоритетности – инвестиции с малой степенью эффективности, а так же не обеспечивающие явного или рассчитываемого экономического эффекта, связанные с технической необходимостью (поддержания или восстановления работоспособности оборудования, повышением надежности, резервирования мощности, модернизацией или установкой автоматики, средств связи, систем коммерческого учета.
Третья группа приоритетности - инвестиции, финансируемые за счет федеральных, региональных и других программ, имеющих свои целевые критерии эффективности.
Проекты, не удовлетворившие вышеуказанным критериям, не подлежат включению в инвестиционную программу.
Параллельно с формированием производственной, ремонтной, инвестиционной программ в рамках бизнес - планирования отдел закупок Подведомственного общества формирует годовую программу закупок на основании анализа переходящих договоров, объемов складских запасов, оценки их использования и пополнения, анализа объемов и способов конкурентных процедур по закупкам МТР и услуг подрядных организаций.
По результатам проведенной работы с использованием Общероссийского классификатора продукции ОК 005- 93 формируется годовая программа закупок.
При формировании бизнес-плана Общества по разделу 13 «Прогнозный баланс» и разделу 14 «Прогноз движения денежных средств» учитываются сведения дополнительных форм по закупочной и ремонтной деятельности:
- приложение 10 «Управление закупками» (УЗ).
Сведения, представляемые в данном формате по разделу «Регламентированные закупки» должны соответствовать утвержденной на Совете директоров Общества Годовой комплексной программе закупок.
Информацию в Финансовый отдел представляет Отдел закупок при участии планово-экономического отдела, отдела подготовки проведения ремонтов и бухгалтерии.
- приложение 11 «Бюджет затрат на закупки материальных ресурсов и услуг для текущей деятельности» (ФР-1).
Ответственным за формирование информации является Финансовый отдел при участии отдела закупок и бухгалтерии.
- приложение 12 «Бюджет затрат на управление промышленно-производственным персоналом» (ФР-2).
Ответстственным за формирование информации является Финансовый отдел при участии планово-экономического отдела и бухгалтерии.
Раздел 9 «Расход и стоимость топлива» формирует производственно-техническая служба совместно с планово-экономическим отделом Подведомственного Общества на основании энерготопливного баланса и данных раздела 5 «Производственная программа».
На основании данных ПТС о натуральном расходе топлива, представленных в формате раздела 9, ПЭО производит расчет стоимости топлива на основании прогнозируемых цен на топливо основных поставщиков, формируемых на базе действующих цен с учетом дефляторов.
Формирование затрат на топливо осуществляет ПЭО в соответствии с учетной политикой, принятой в Обществе.
Величина затрат на топливо раздела 9 корреспондируется с данными раздела 6 «Смета затрат на производство и реализацию продукции (услуг)» по строке «Топливо».
Расчет средств на оплату труда производит ПЭО в соответствии с утвержденной организационной структурой и штатным расписанием с учетом действующей системы оплаты труда в Обществе.
Распределение работников по категориям осуществляется в соответствии с общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
В структуре заработной платы постоянная составляющая представляет собой сумму должностных окладов работников на планируемый (отчетный) период.
Переменная составляющая заработной платы представляет собой сумму всех видов дополнительных выплат:
- дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера;
- текущее премирование;
- за выслугу лет;
- прочее.
Расчёт среднесписочной численности персонала, а также определение состава фонда заработной платы и выплат социального характера производится в соответствии с порядком заполнения и представления унифицированной формы федерального государственного статистического наблюдения № П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", утверждённым Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 3.11.2004 г. №50 (в редакции Постановления ФСГС от 30.11.2005 №94).
По результатам заполняется раздел 10 бизнес плана «Оплата труда».
Формирование раздела 6. «Смета затрат» и распределение затрат по видам продукции, работ (услуг) основной и неосновной деятельности Подведомственного общества производит Планово-экономический отдел.
Формирование сметы затрат производится на основании информации, предоставляемой в планово-экономический отдел подразделениями Общества.
Финансовый отдел Общества формирует раздел 11 «Операционные и внереализационные доходы и расходы», в котором детализирует показатели прочих доходов и расходов, включаемых в операционные и внереализационные доходы и расходы.
Состав прочих доходов и расходов, а также их распределение на операционные и внереализационные доходы и расходы устанавливаются в соответствии с учетной политикой Подведомственного общества.
В разделах "Прочие операционные доходы", "Прочие операционные расходы" указываются плановые данные по операциям, связанным с движением имущества фирмы (основных средств, запасов, ценных бумаг) результатам переоценки имущества, а также налоговым платежам за счет финансового результата.
Прочие внереализационные доходы и другие расходы приводятся в постатейной расшифровке в дополнительных таблицах, прилагаемых к данному разделу.
Формирование операционных доходов
- Проценты к получению планируются финансовым отделом на основе заключенных договоров о финансовых вложениях и планируемых вложений с учетом анализа остатков денежных средств Формата «Движение денежных средств».
Формирование операционных расходов
- Казначейство передаёт в финансовый отдел планируемые расходы по услугам банков и инкассации денежных средств.
- Отдел корпоративной политики и управления капиталом передаёт в ФО планируемые расходы по ведению и хранению реестра ценных бумаг.
- ОППР и ОКС планируют расходы по выбытию активов без дохода.
Формирование внереализационных доходов
- ОППР передаёт в ФО расчёт оприходования ТМЦ от проведения демонтажа ОС.
- Бухгалтерия передаёт в ФО планируемые доходы от безвозмездно полученных активов (амортизационные отчисления).
- Отдел по энергосбытовой деятельности планирует и передает в ФО пени, штрафы, неустойки от потребителей при невыполнении условий договоров.
Формирование внереализационных расходов
- ПЭО производит расчёты по затратам социального характера и выплатам из прибыли в соответствии с Отраслевым соглашением (Коллективным договором), по оплате дополнительных отпусков и отпусков по контракту.
- ФО планирует расходы по целевому взносу в НПФ Электроэнергетики в соответствии с Программой негосударственного пенсионного обеспечения работников ОАО «ИГК».
- Отдел корпоративной политики и управления капиталом передаёт в ФО планируемые расходы по вознаграждению членов Совета директоров и ревизионной комиссии, по проведению Собраний акционеров, а также по техинвентаризации, оценке и регистации прав собственности имущественных объектов ОАО «ИГК» .
- Бухгалтерия передает в ФО данные о расходах на экологию (платежи за сверхнормативные выбросы в окружающую среду).
- Юридический отдел планирует расходы по уплате госпошлины по хоздоговорам и пени, штрафы и неустойки к уплате за неисполнение условий договоров в соответствии с вынесенными решениями суда и заключенными мировыми соглашениями.
ФО формирует раздел 11 «Операционные и внереализационные доходы и расходы.
Раздел 14 «Прогноз движения денежных средств» формирует финансовый отдел Общества. Значения показателей приводятся с учетом НДС.
Детализация движения денежных средств производится по следующим видам деятельности:
· Операционная деятельность;
· Инвестиционная деятельность
· Финансовая деятельность.
Ответственным за формирование данных движения денежных средств является финансовый отдел Общества.
После формирования бюджета Подведомственного общества (по месяцам), в случае дефицита платежных средств, ФО производит планирование кредитов в форматах «Кредитный план».
Раздел 16. «Лимит эксплуатационных расходов» формируется автоматически на основе данных раздела №6 «Смета затрат».
Показатель «Лимит эксплуатационных затрат» не учитывает затраты, относимые к неснижаемым:
- амортизация;
- плата за услуги ЕЭС;
- единый социальный налог;
- водный налог;
- другие налоги и обязательные платежи, относимые на себестоимость;
- страховые платежи;
- негосударственное пенсионное обеспечение;
- отчисления на НИОКР.
Для оценки степени выполнения ключевого показателя эффективности «Лимит эксплуатационных расходов» плановое значение пересчитывается на фактический объем полезного отпуска в части переменных расходов (топлива).
По результатам заполняется форма №16 бизнес- плана «Лимит эксплуатационных Расходов».
Заключительными формами бизнес- плана являются план прибылей и убытков (форма № 12), прогнозный бухгалтерский баланс (форма № 13) и дополнительная форма «Финансово - экономические показатели». Указанные формы разрабатывает ФО Подведомственного общества.
ФО обеспечивает соответствие полученных финансовых результатов КПЭ утвержденным Советом директоров Подведомственного общества.
Ответственность за своевременное и качественное заполнение форм бизнес- плана возлагается на руководителей ответственных подразделений Общества.
В случае утверждения Правлением ОАО РАО «ЕЭС России» значений КПЭ, отличных от значений КПЭ, на которые сформирован проект бизнес-плана:
- ПЭО Общества на основании предложений профильных подразделений разрабатывает План мероприятий (Программу управления издержками) по достижению КПЭ и согласовывает в профильных подразделениях Общества
Ф.15. План мероприятий по достижению КПЭ, в том числе
увеличение выручки
снижение себестоимости
максимизация результата от операционной и внерелизационной деятельности
- ФО Подведомственного общества дорабатывает проект бизнес-плана с учетом установленных КПЭ.
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость