Малый бизнес в России. Бизнес-инкубаторы. Льготное кредитование
1. Анализ исходного состояния
Малый бизнес в России существовал всегда. Разница заключается лишь в том, легально или нелегально работали предприниматели. Как только усиливался налоговый пресс, малый бизнес уходил в тень. Там он попадал в объятия рэкета, но зато уходил от уплаты налогов. Поэтому, когда речь заходит о государственной поддержке малого предпринимательства, предпринимателя интересуют не только лозунги и призывы, а конкретные механизмы такой поддержки.
Анализ результатов реализации мероприятий Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в 1996-1997 гг. показал:
• впервые произошло абсолютное сокращение числа малых предприятий;
• свыше 448 млрд. неденоминированных руб., направленных на финансовую поддержку малого предпринимательства, Минфин России признал как использованными не по целевому назначению;
• коэффициент корреляции между объемами федеральной финансовой поддержки и ростом числа малых предприятий в субъектах Федерации (за исключением Москвы) составил -0,2.
В условиях кризиса неплатежей, коррупции и криминализации экономики внимание государство к малому бизнесу должно носить более прагматичный характер; сегодня не малый бизнес нуждается в господдержке, a государство нуждается в легализации деятельности малых предприятий. Государство может рассчитывать на взаимное доверие, если предложит прозрачные, простые и понятные правила игры.
Поэтому есть смысл подробнее рассмотреть механизмы финансовой поддержки малого бизнеса, чтобы не только органы государственной власти, но и коммерческие структуры более четко ориентировались в использовании потенциала малого предпринимательства.
2. Гарантийные фонды
Одной из самых актуальных для малого бизнеса проблем является гарантийное обеспечение первоначальных вложений для открытия собственного дела. Предположим, для старта предпринимателю необходим минимальный капитал в размере 100 тыс. руб., а все, кто готов дать ему деньги, рассчитывают получить среднюю доходность на уровне ставки ЦБ ~ 30% годовых. При этом кредитор предполагает, что вероятность невозврата кредита и ожидаемых доходов от кредитования составляет 10%. Простой подсчет средней доходности с учетом риска невозврата кредита позволяет найти которой следует выдать кредит малому предпринимателю. Как ни печально, ставку по такому кредиту при отсутствии гарантий лучше всего установить на yровне 62,5% годовых. Если же кредитор имеет гарантию третьего лица согласного погасить 20% суммы кредита и ожидаемых процентных выплат, то он может выдать кредит уже по ставке 54,8% годовых. Только 100%-ная гарантия позволяет выдавать кредиты по ставке ЦБ (без учета издержек по реализации залогов). Гарантийные обязательства, превышающие стоимость кредита, переводят механизм кредитования в «льготный режим», когда предмет залога становится более ценным, чем стоимость кредита. Чтобы оценить чувствительность ставки кредитования к влиянию разных факторов, приведем расчеты, связанные с рисками невозврата средств и сумм гарантийных обязательств, считая, что ставка рефинансирования составляет 30%.
3. Льготное кредитование
Недавнее социалистическое прошлое постоянно воспроизводит в умах чиновников и предпринимателей желание получить хоть что-нибудь на льготных условиях; например, датъ кредит малому бизнесу на льготных условиях. Однако наше рыночное настоящее для выдачи льготных кредитов требует льготных ресурсов. Если, скажем, суммы выдаваемых кредитов и депозитов равны, то уменьшение ставки по депозиту позволяет сократить ставку по кредиту на такую же величину (без учета резервирования и операционных издержек). Если используются мультипликативные схемы, когда, например, сумма выдаваемых кредитов должна превышать сумму депозита в 5 раз, то при уровне тарифной депозитной ставки 20% годовыхx и полном отказе от начисления процентов по депозиту льготные ставки по кредиту не могут быть уменьшены более, чем на 4%.
Используя простые формулы, можно рассчитать резерв льготного кредитования в зависимости от уровня тарифных ставок по депозиту и коэффициента мультипликации кредитов (отношение суммы подлежащих выдаче кредитов к сумме депозитов).
4. Софинансирование
Кредитование связано с риском, и (при прочих равных условиях), участник проекта стремится разделить эти риски с другими. Если при этом кто-либо из участников может предложить более дешевые ресурсы, хотя бы в ограниченном объеме, недостающие средства можно привлекать из других, более дорогах источников. Это и есть софинансирование.
Возьмем стандартную схему инвестиционных конкурсов Минэкономики России: 20% необходимых для реализации проекта средств должен предоставить сам участник конкурса, государство выделяет 20% на льготных условиях (под 1/2 ставки ЦБ), 60% необходимо получить в коммерческих структурах. Если предположить, что эффективность проекта равна ставке рефинансирования, то для его реализации можно смело брать коммерческий кредит по ставке, равной примерно 5/6 ставки рефинансирования ЦБ.
Можно поставить и обратную задачу, а именно: какой будет средняя ставка по всем привлекаемым для реализации проекта ресурсам в зависимости от соотношения собственных (бесплатных) и заемных средств, получаемых на льготных условиях (1/2 ставки ЦБ, что составляет 30% годовых) и по тарифной ставке коммерческого кредита (45% годовых).
5. Лизинг
Лизинг имеет много преимуществ, но главное - возврат кредита обеспечен оборудованием, принадлежащим лизингодателю. Остается лишь обеспечить возврат процентов, которые должен уплатить лизингополучатель.
Сравнение приведенных цифр показывает: 1) при отсутствии гарантий ставки кредитования лизинговых операций ниже, чем при обычном кредитовании; 2) наличие гарантий в лизинговых операциях в меньшей степени влияет на изменение процентных ставок, чем при обычном кредитовании.
Если учесть, что лизинговые платежи заменяет выплаты из налогооблагаемой прибыли и что малые предприятия имеют возможность использовать ускоренную амортизацию полученного в лизинг оборудования и осуществлять лизинговые платежи в рассрочку, становится понятной привлекательность лизинговых операций не только для лизингополучателя, но и для коммерческих банков», которые через механизм лизинговых платежей могут не только получать! гарантированный доход, но и компенсировать часть издержек по привлечению ресурсов для лизинговых операций. Интересно, что и лизингополучатель сегодня понимает: «Надо делиться!».
6. Франчайзинг
В самом упрощенном виде франчайзинг предполагает использование торговой марки крупной фирмы для развития малого предприятия. Несмотря на различные варианты договорных взаимоотношений крупной фирмы (франчайзера) и малого Предприятия (франчайзи), что подразумевает договор, долевое участие в капитале, создание филиала, передачу прав на использование торговой марки, передачу оборудования или обучение персонала, финансовый механизм собственно франчайзинга заключается в том, чтобы компенсировать с помощью сети операторов постоянные издержки франчайзера. С точки зрения франчайзера, нижняя граница цены франчизы определяется издержками по контролю за чистотой торговой марки, переданным франчайзи технологиями и оборудованием. С точки же зрения франчайзи, верхняя граница цены франчизы должна обеспечивать ему некий ожидаемый средний доход. Таким образом, общий доход, получаемой от бизнеса, должен распределяться между франчайзером и франчайзи «по справедливости» с учетом указанных верхней и нижней границ, определяемых каждой из сторон на основе своих внутренних соображений и принципов хозяйственного расчета.
Если бизнес франчайзера преодолел точку безубыточности, его дальнейшее расширение связано только с компенсацией текущих затрат на создание нового предприятия. Очевидно, сам бизнес должен обеспечивать эффективность, как минимум превышающую средний уровень доходности; например, равный тарифным ставкам по депозитам.
7. Консалтинг
Сегодня на постсоветском пространстве возрождается спрос на советы консультантов-профессионалов. Самые квалифицированные консультанты устанавливают оплату своих услуг не только за отдельные этапы выполненных работ (как в бывших советских НИИ), но и стремятся войти в распределение доходов, получаемых от конечной реализации-проекта. Чаще всего используются комбинированные схемы, когда на начальной стадии возмещаются минимальные издержки консультанта, а по завершении работ консультант получает 5-10% привлеченных кредитных ресурсов или полученного дохода, реже (в силу особенностей российской налоговой системы) - полученной прибыли.
Механизм льгот в данном случае может быть связан со снижением издержек на разработку и экспертизу проектов малых предпринимателей. В рамках существующих технологий предприниматель вынужден оплачивать разработчика-консультанта и банковского эксперта, перерабатывающего один и тот же объем формации, что и консультант. Если разработку проекта осуществляет непосредственно банк или его доверенная структура, затраты на консалтинг можно снизить в2раза. В результате издержки по кредитованию проекта для предпринимателя сокращаются на 2,5-3%.
8. Бухгалтерский учет на малых предприятиях
Легально работающее малое предприятие сегодня вынуждено тратить на содержание главного бухгалтера не менее 1500-2000 руб. в месяц. Учитывая начисления на заработную плату, болезни, отпуска и т.п., предприниматель вынужден «зарабатывать» для своего бухгалтера до 3000 руб. в месяц. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» предприниматель может поручить работу бухгалтера специализированной аудиторской фирме. Используя эффект масштаба и высокую квалификацию персонала, такие фирмы устанавливают плату за услуги на уровне средней заработной платы бухгалтера малого предприятия плюс НДС. Таким образом, предприниматель выигрывает как минимум 41°/ размера зарплаты бухгалтера, т.е. сумму начислений на нее.
В цивилизованных странах государство стимулирует как предпринимателей, так и аудиторов к такого рода взаимодействию, предоставляя льготы по налогообложению тем и другим. В результате, например, во Франции существует общенациональная система центров
в Офисе де жестьон, когда аудиторско-консалтинговая фирма из 20 сотрудников обслуживает до 2000 малых предприятий. При этом: налоговый инспектор не разыскивает по чердакам и подвалам малых предпринимателей, a проверяет всю документацию в аудиторской фирме, которая к тому же несет ответственность за достоверность учета; малый предприниматель занимается своим бизнесом и избавлен от государственного рэкета; аудиторская фирма имеет льготы и устойчивую клиентуру.
9. Венчурное финансирование
Механизм венчурного финансирования строится по обычной рисковой схеме, предполагающей, что доходность хотя бы части инвестируемых (как привило, инновационных проектов) будет достаточно высокой, чтобы покрыть убытки, связанные с неудачной реализацией остальных проектов. Если предположить, что не более 20% всех финансируемых проектов обеспечивают такую высокую доходность, а остальные, по крайней мере, не приносят убытков, то для получения хотя бы среднего дохода по всем проектам на уровне ставки рефинансирования ЦБ необходимо, чтобы рентабельность высокодоходны проектов в 5 раз превышала эту ставку. В нашем случае - это 150 % годовых. По рекомендации К. Маркса, банкир в |погоне за такой доходностью должен выбрасываться из окна. Однако следует помнить, что такая рентабельность наблюдается лишь в 20 случаев. Кроме того, при появлении таких проектов сразу появляются предложения со стороны рэкета полностью взять под контроль реализацию проекта. Государственная поддержка подобных проектов должна строится на механизмах софинансирования и обеспечения гарантии авторских прав, а также безопасности проекта.
10. Кредитные союзы
Поиск дешевых сил для кредитования малых предприятий заставляет искать новые формы их привлечения. В дополнение к описанному выше механизму льготного кредитования кредитный союз предполагает добровольное аккумулирование средств его участников, согласных отказаться от высоких рыночных ставок по депозитам коммерческих банков в целях получения льготных кредитов.
Привлекательность для отдельного участника, выступающего одновременно вкладчиком и заемщиком, кредитного союза связана исключительно с целевой направленностью аккумулируемых средств. Как вкладчик, участник кредитного союза рассчитывает вернуть свои деньги с процентами, сопоставимыми с действующими рыночными ставками по депозитам. Как заемщик, он надеется получить необходимую сумму льготного кредита, которая превысит упущенную выгоду от не размещенного на рынке депозита. Если средняя величина кредита 100 тыс. руб., средний срок кредитования - 1 год, а средняя сумма депозита - 10 тыс., то для поддержания жизнеспособности кредитного союза необходимо не менее 10 участников. При этом каждый участник должен иметь проект, эффективность которого должна быть не ниже рыночной ставки, по депозитам. Если предположить, что рыночная ставка составляет 20% годовых, участники кредитного союза вправе получить в конце срока его деятельности доход в размере 519% суммы первоначально мобилизованных вкладов.
11. Сложные механизмы финансовой поддержки малого предпринимательства
Рассмотренные выше финансовые механизмы носят базовый характер. На их ocнове можно строить более сложные схемы, основанные на комбинациях простых механизмов с добавлением организационных форм, напрямую не связанных с малым бизнесом, но удачно вписывающихся в систему государственной и коммерческой поддержки малого предпринимательства.
Бизнес-центры оказывают консультационные, маркетинговые, аудиторские услуги малым предпринимателям. В дополнение к описанным выше механизмам такого рода центры могут оказывать услуги по аренде офиса и оргтехники, тренингу.
Бизнес-инкубаторы не только предоставляют в аренду универсальное оборудование, но и снижают расходы предпринимателя на содержание инфраструктуры (охрана, централизованное водо -, газо-, энергоснабжение). Учитывая масштабы работ по реструктуризации крупных промышленных предприятий, можно утверждать, что роль бизнес-инкубаторов возрастет уже в ближайшем будущем.
Комплексное обслуживание малых предприятий. Сами по себе малые предприятия не являются сегодня привлекательными клиентами для банков и других коммерческих структур. Однако когда малые предприятия одновременно пользуются услугами аудиторской; консалтинговой, юридической, маркетинговой, обучающей, страховой и лизинговой компаний, за счёт комплексного обслуживания снижаются затраты по контролю за деятельностью малого предприятия, а само предприятие получает скидки на услуги комплекса перечисленных фирм. Расчеты показывают, что подобный бизнес проходит точку безубыточности при обслуживании 150 малых предприятий, получающих комплекс таких услуг. Именно хозрасчетная эффективность позволяет не создавать новые структуры (а за недолгую историю гос поддержки предпринимательства таких мертворожденных структур было создано немало), а концентрировать внимание на налаживании конструктивных договорных взаимоотношений между уже существующими и доказавшими свою жизнеспособность на рынке услуг для малого бизнеса негосударственными структурами. В Ростове-на-Дону такой комплекс услуг оказывает группа фирм, взаимодействующих с банком Центринвест. В Краснодарском крае и Калмыкии все, кто работает с малым бизнесом, объединяются по территориям в рамках Домов предпринимательства. В Свердловской и Самарской областях комплекс услуг для малых предприятий координируют соответствующие департаменты областных администраций.
Реструктуризация промышленных предприятий.
Еще на заре кооперативного движения наибольших успехов добились кооперативы, которые создавались при крупных предприятиях. Сегодня льготы в виде устойчивого рынка сбыта, налаженного производства, низких накладных расходов, льготных товарных кредитов, лизинга оборудования и т.п. могут получать те малые предприятия, которые встроены в технологическую цепочку промышленного производства. Хотя сами промышленные предприятия сегодня переживают далеко не лучшие времена, частично задействованные мощности все же лучше полностью мертвых цехов.
12. Финансовые механизмы поддержки: пределы неограниченных возможностей
Чтобы описанные выше механизмы были задействованы в полной мере, необходимы: 1) учет интересов и самих малых предпринимателей, и тех, кто оказывает им поддержку; 2) реальное понимание объективных границ, которые предоставляет использование каждого такого механизма.
В приведенных материалах нет графы «Интересы государства». Государство может работать по тем же правилам, что и коммерческая структура, при этом получая доход с учетом реальных ограничений для каждого рассмотренного финансового механизма. Но государство располагает еще и неограниченными возможностями использовать потенциал легальной работы малых предприятий, которые самостоятельно обеспечивают занятость, поступление налогов, генерации нововведений, платежеспособный спрос на товары крупных предприятий и политическую стабильность самого государства.
Высоков В. Профессор, Доктор экономических наук
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость