Характеристики экономических организаций
Организации можно характеризовать следующими признаками:
- вид организации;
- величина;
- длительность существования;
- отраслевая принадлежность и т.д.
Виды организаций. Существует широкий набор различных организаций, начиная от частных организаций (организации с ограниченной ответственностью) до общественных (общества садоводов).
Для нас более привычным является понятие предприятия, а не организации. Понятие организации воспринимается как признак коммерческой структуры что-либо перепродающей. Вместе с тем в соответствии с Гражданским кодексом термин предприятие сохранен только для группы предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Все остальные юридические лица получили название организаций. Организации подразделены на две подгруппы – коммерческие и некоммерческие. Гражданским кодексом определены также и организационно-правовые формы, в которых могут создаваться организации. Согласно ст. 50 ГК РФ предусматриваются следующие формы коммерческих (экономических) организаций:
- хозяйственные товарищества и общества;
- производственные кооперативы;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Хозяйственные товарищества и общества могут быть следующих видов: полное товарищество, товарищество на вере, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, зависимые и дочерние общества. Также разнообразны и организационные форма хозяйственных товариществ и обществ: ассоциации, картели, банки, биржи, комбинаты, концерны, компании, консорциумы, объединения, предприятия, фирмы и т.д.
Величина. Определение величины организации достаточно сложная задача. В качестве критериев можно использовать, например:
- количество занятых людей;
- величину контролируемых финансовых ресурсов;
- величину имеющихся материальных ресурсов;
- объем располагаемой информации или знаний и т.д.
Проблема заключается в том, что, как правило, величина организации является основанием для воздействия со стороны объектов внешней среды. Наиболее ярким примером могут являться налоговые льготы «малым» предприятиям и «негативное» отношение (антимонопольное регулирование) к большим организациям. В качестве классификационных признаков отнесения организаций к той или иной группе чаще всего используют такие легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот) и балансовая стоимость активов. Обычно по размерам организации группируются на крупные, средние и малые. Но в связи с тем, что ни один из них не дает достаточно веских оснований для отнесения организации к той или иной группе, на практике применяют комбинацию критериев.
Например, по методологии, используемой Европейским союзом с января 1995 г., предлагаются следующие параметры отнесения предприятий к малым и средним (табл. 5.1). В нашей стране начиная с 1996 г. используется комбинированный подход, нашедший отражение в Федеральном законе от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». К субъектам малого предпринимательства относят коммерческие организации – юридические лица, в уставном капитале которых доля государственной собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %. Средняя численность работников в таких организациях не превышает:
- в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;
- в оптовой торговле – 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Размеры средних предприятий по критерию численности занятых определяются в интервале от 100 до 300 (от 50 до 250 человек по методологии ЕС), крупных – от 300 (а в некоторых отраслях – от 500) и выше. Именно последним принадлежит ведущая роль в современной экономике, хотя их число относительно невелико.
По участию в различных секторах производства организации подразделяются на четыре типа, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле:
- отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, включают организации и предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйств, угольной промышленности и т.д.;
- отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организации и предприятия обрабатывающей промышленности, например машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т. д.;
- отрасли третичного цикла, предприятия и организации которого оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отраслей первых двух секторов. Это банки, страховые компании, образовательные учреждения, туристические агентства, розничная торговля и др.;
- к четвертому сектору относят все организации и институты, которые занимаются такой прогрессивной и быстро развивающейся сферой человеческой деятельности, как информационная технология. Этот сектор сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире увеличивается роль информации в управлении большими и сложными системами.
Таблица.Признаки группировки предприятий
Класс предприятия |
Численность занятых, чел. |
Годовой оборот, |
Баланс, |
Малое |
Менее 50 |
Менее 4 |
Менее 2 |
Среднее |
50-250 |
Менее 16 |
Менее 8 |
Длительность существования. Некоторые организации существуют более тысячи лет. Другие существуют не столь долго. В некоторых случаях роспуск организации может быть запланирован в начале ее деятельности: она прекращает существовать, если только поставленная цель была выполнена.
Исходя из изложенных выше определений, характеристик и признаков исследование организаций в основном сосредоточивается на изучение структур, функционирования и эффективности организаций, а также поведения групп и отдельных лиц внутри них.
Более полное определение рассматриваемого предмета исследований включает следующие его аспекты:
1) группировку задач в целях определения видов работ;
2) группировку видов работ в секторы, отделы и более крупные под разделения, например в отделения;
3) делегирование полномочий, распределение ответственности и определение числа уровней в иерархии управления;
4) создание такого организационного климата, который побуждает работников вносить максимальный вклад в достижение целей организации;
5) проектирование систем коммуникаций, обеспечивающих эффективность процессов принятия решений, контроля и координации;
6) построение такой организации, которая чувствительна к изменениям внешней среды и способна к ним адаптироваться, в частности посредством нововведений.
Первые три аспекта относятся к традиционным понятиям о структуре, а три последних – к более современным направлениям: изучение структуры, функционирование и эффективность работы организации. В любом случае перечисленные аспекты становятся объектом поиска решения для тех, кто ищет пути построения эффективной организации. И если решения оказываются неверными, то в построении и функционировании организации возникают недостатки, которые могут проявляться в следующем:
1. В принятии несвоевременных и необоснованных решений. Такие решения принимаются, если:
а) лица, принимающие решения, перегружены;
б) отсутствует информация, необходимая для принятия решений;
в) решения принимаются не тем руководителем или не на соответствующем уровне;
г) организационный климат не стимулирует высокую эффективность работы.
2. В отсутствие единой основы для выполнения функций. Это приводит к отклонениям и разногласиям. Например, может отсутствовать единая политика найма и оплаты труда.
3. В неудовлетворительной координации работы подразделений:
а) недостаточно согласованы цели. При этом работники различных служб имеют разные системы приоритетов и, руководствуясь противоречивыми целями, предпринимают несогласованные действия. Классическим примером являются действия управляющего транспортной службой, который считает, что стоимость тонно-километра перевозки груза, независимо от направления, не должна превышать определенной величины. Вследствие чего отправление товаров задерживается до формирования полной партии отгрузки. При этом может создаваться впечатление эффективной работы транспортной службы, однако потери от снижения объема продаж из-за неудовлетворительного обслуживания покупателей могут значительно превышать экономию транспортных расходов;
б) в работе отсутствует синхронность. Несогласованность отдельных работ во времени вызывает задержки и простои. Примеры: установка ЭВМ до того, как разработано ее математическое обеспечение; проведение рекламной кампании, не подкрепленной действиями отдельных агентов по сбыту;
в) нечетко определены обязанности. Необходимая работа может оказаться невыполненной, поскольку каждый работник считает, что за ее выполнение отвечает кто-то другой. Простой пример: отдел управления качеством устанавливает новые стандарты, предполагая, что руководители производства проинформируют исполнителей о повышении требований. Производственники со своей стороны могут считать, что это должен сделать отдел управления качеством. Подобные ситуации могут складываться и на более высоких уровнях управления в отношении новых продуктов, сфер сбыта и изменений в технической политике;
г) недостаточно экономична система координации. Координация осуществляется через специальный персонал, посредством личного контроля, совещаний, инструкций, постановки целей; оперативных планов и формальных процедур. Эти средства становятся все более сложными и дорогими по мере роста числа лиц, с которыми необходимо проводить согласования. Поэтому, если даже координация удовлетворительна, ее стоимость может быть снижена путем перегруппировки работ.
4. В возникновении разрушительного конфликта. Если члены организации часто вступают в конфликт друг с другом, единство действий становится все менее возможным. Хороший организационный климат складывается там, где обсуждение проблем проходит активно и четко, но без крайностей и ожесточения.
5. В недостаточной чувствительности к техническому прогрессу и изменениям внешней среды. Чтобы быть эффективной, организация должна не только иметь четко определенные цели, необходимые ресурсы и механизм их сбалансированного распределения в соответствии с целями, но и уметь адаптироваться к изменениям, если она хочет выжить. Хорошо известны ошибки, связанные с применением старых приемов к решению новых проблем, когда не осознаются изменения проблем или не мобилизуются ресурсы на решение новых задач.
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость