Лекции по маркетингу - Конкурентоспособность товара.
Классификация, методика использования конкурентов
Контроль за конкурентами необходим в условиях выработки обоснованной стратегии в области маркетинга. Данный контроль возможен на основе развитого информационного обеспечения.
Существует 2 подхода к классификации конкурентов:
1) активные (действующие) и потенциальные;
2) конкуренты по отдельным элементам комплекса маркетинга:
- по товарам – имеют одинаковые товары, проводят схожую товарную политику, в т.ч. способ товара и предложения;
- по сбыту – в основном сбытовики товаров широкого потребления;
- по цене – учитывается на товарах предварительного выбора и особого спроса;
- по коммуникациям (по продвижению товара).
Вопросы, на которые следует ответить, исследуя конкурентов:
1) сколько конкурентов у вас на вашем основном рынке?
2) какие виды предприятий имеют ваши конкуренты?
3) кто является вашим основным конкурентом?
4) какую долю на вашем основном рынке имеют 3 самых крупных конкурента?
5) каковы особенности товаров ваших конкурентов?
Изучая конкурентов, следует их стратегию, выявить их сильные и слабые стороны. При анализе конкурентов необходимо изучить 12 факторов по каждому из них:
1) Продукт и производственная политика;
2) Потенциал (производственные мощности, их загрузка, гибкость технологии); организацию каналов сбыта(уровни);
3) Производственный
4) Возможности маркетинга (инструментарий маркетинга);
5) Потенциал роста производительности труда;
6) Финансовую ситуацию, в т.ч. Соотношение собственного и заемного капитала, ликвидность;
7) Себестоимость продукции, условно постоянные и переменные затраты;
8) НИОКР;
9) Обеспечение сырьем, энергией (поставщики);
10) Место положение предприятия;
11) Система управления предприятием, качество руководящих кадров;
12) Внутренний облик и внешний фирмы, организационная культура, культура производства.
В ряде случаев, кроме 12 вопросов, следует ответить еще на 7:
1) Какие производственные и финансовые цели преследуют конкуренты и на какой период они рассчитаны?
2) Как можно оценить риск конкурента?
3) Какими методами и по каким критериям формируется стратегия? Как осуществляется программа действий по этой стратегии?
4) Какова система мотиваций и контроля?
5) Каковы экономические показатели конкурентов в настоящее время?
6) Степень доверия руководящим кадрам, интересы руководящих кадров, готовность к риску.
Методы получения информации по конкурентам:
1) Анализ товаров конкурентов, ценовой политики и каналов сбыта путем непосредственного наблюдения.
2) Привлечение экспертов из сторонних организаций (по отдельным направлениям деятельности).
3) Работа с персоналом фирм конкурентов.
4) Получение аналитической информации по конкурентам на систематической основе от руководителей, специалистов отделов маркетинга и сбыта
Какие вопросы целесообразно задавать им:
- каких важных заказов лишилась фирма в последнее время?
- какие конкуренты получили их и по каким причинам?
- действия конкурентов по стимулированию продаж?
- какую работу конкурент проводит с общественностью?
- какие методы наблюдения за конкурентами являются наиболее эффективными?
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость