Лекции по маркетингу - Планирование маркетинга
Различают следующие этапы и элементы маркетингового планирования:
1) Разработка сводных контрольных показателей. На основе сформулированных целей определяются конкретные показатели по производству и реализации по каждому направлению деятельности (СЗХ).
2) Текущая маркетинговая ситуация. Определяется на основе комплексного анализа рынка, включающего целевой рынок, положение фирмы на рынке, доля рынка, сравнение с товарами конкурентов и их способами продвижения (в аннотированной форме).
3) Оценка опасностей и возможностей, учет риска.
4) Формулировка задач и проблем. Определение целей и способов их достижения в виде дерева целей. Способы достижения целей даются в различных условиях в связи с разными возможными ситуациями.
5) Стратегия маркетинга характеризует действия по рынкам, ценам с учетом затрат.
6) Программа действий. Распределение поручений между исполнителями.
7) Бюджет маркетинга. Прогноз прибыли и убытков.
8) Порядок контроля. Зависит от постановки целей по месяцам, кварталам и годам.
Механизм составления плана маркетинга.
|
1 |
2 |
3 |
|
рынок |
потребители |
стратегия |
||
3 |
Перспективы |
перспективы рынка |
перспективы потребителей |
перспективная стратегия |
2 |
Тенденции |
тенденции развития рынка |
тенденции развития потребителей |
тенденции развития стратегии |
1 |
Структура |
структура рынка |
структура потребителей |
структура стратегии |
Рынок:
Тенденции рынка: годовой рост рынка, изменяется по группам.
Структура рынка: оценивается насыщение рынка, емкость рынка, фактор успеха.
Перспективы рынка: следует ожидать сдерживание тенденций роста в сфере деловых поездок, ожидается рост в сфере частных поездок.
Потребители:
Структура клиентов: какие группы клиентов, каковы их требования, оценка удовлетворенности клиентов.
Тенденции развития потребителей: (для гостиничного бизнеса) «Возрастают требования клиентов относительно качества обслуживания». «Срок пребывания в гостинице одного клиента сокращается». «Наметилась тенденция к росту коротких отпусков по особым делам». «Как фирма, так и клиенты высказывают предпочтения к пакету услуг по сравнению с частными услугами».
Перспективы потребителей: «На основе общих тенденций число потребителей должно вырасти на 20 % за счет …, в том числе доля постоянных клиентов должно вырасти на 15%, доля фирм клиентов составит 60% от всех клиентов. Удовлетворенность клиентов в ближайшие 3 года достигнет 2,5 балла по 5-ти бальной шкале».
Стратегия:
Структура стратегии: (существующая стратегия) Позиционирование гостиницы как гостиницы класса качества. Приоритеты в отношении качества обслуживания: доброжелательность и компетентность сотрудников; соотношение внутри пакета услуг; соотношение базовых стратегий.
Тенденции развития стратегий: изменение акцентов в работе с клиентами; переориентация от частных клиентов на фирму; от умеренной цены к высокому качеству.
Перспективы стратегии: укрепление выбранного позиционирования; дифференциация сервиса на основе постоянного изучения требований клиентов; удержание доли рынка, не смотря на ожидаемое появления новых конкурентов.
Перспективы включают конкретные цифры. Сначала анализируется структура, затем тенденции, затем перспектива.
Сначала рассматривается рынок, потом потребители, потом стратегия.
Маркетинговый контроль
Выделяют 3 типа маркетингового контроля.
Тип контроля |
Ответственность за проведение контроля |
Цель контроля |
Приемы и методы контроля |
За выполнением годовых планов |
Высшее и среднее руководство |
Убедиться в достижении намеченных результатов |
Приемы: анализ возможностей рынка, доли рынка, затрат на маркетинг и сбыт. Методы: наблюдение за отношением клиентов к товару. |
Контроль прибыльности |
Менеджер по маркетингу |
Узнать на чем фирма зарабатывает или теряет, провести учет нереализованных возможностей, в том числе упущенной выгоды. |
Определение рентабельности с разбивкой по товарам, территориям, сегментам |
Стратегический контроль |
Высшее руководство с участием представителя службы маркетинга |
Выявить насколько эффективно фирма использует маркетинговые возможности |
Приемы: ревизия маркетинга, регулярные комплексные маркетинговые исследования маркетинговой среды. Методы: оценка эффективности использования ранее выявленных возможностей. |
В процессе маркетингового контроля специалисты по маркетингу сопоставляют достигнутое состояние фирмы с запланированным; определяют необходимость введения коррективов. Маркетинговый контроль необходим для определения фактической рентабельности товаров, рынков, сегментов рынка и выбора наиболее перспективных направлений развития организации. Данный контроль проводится на систематической основе с периодичностью не реже 1 раза в год.
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость