Лекции по маркетингу - Условия возникновения и развития маркетинга
Маркетинг следует рассматривать, прежде всего, как результат эволюции рыночных отношений, необходимую составляющую развитой рыночной экономики.
По соотношению между спросом и предложением различают 2 вида или состояния рынка:
- рынок продавца (рынок производителя);
- рынок покупателя (потребительский рынок).
При рынке продавца спрос значительно превышает предложение, товарный рынок беден, масштабы производства невелики, конкуренция отсутствует, имеет место диктат производителя, качество товаров почти не отражается на объеме сбыта, роль играет только количество. В этом случае, когда объем производства не поспевает за ростом спроса, на предприятиях сокращают расходы на рекламу и стимулирование сбыта, служба маркетинга замораживается и занимается лишь составлением перспективных долгосрочных прогнозов по отдельным параметрам своей деятельности.
При рынке покупателя предложение в количественном отношении постоянно превышает спрос, товарный рынок перенасыщен, конкуренция значительна и постоянно растет. Главные сложности у предприятия в этих условиях возникают не в сфере производства, а в сфере сбыта. В подобной ситуации наиболее рациональный путь уравновешивания спроса и предложения – стимулировать спрос через развитие системы маркетинга и служб маркетинга на предприятиях (политика развития потребностей). При такой экономической ситуации происходит ориентация предприятий и организаций на маркетинг. Суть данного процесса выражается фразой: «От реализации продукции к маркетингу, как руководящей философии».
Рынок покупателя – наиболее развитый вид рыночных отношений.
Виды применения маркетинга:
1. Потребительский маркетинг (товары народного потребления).
2. Промышленный маркетинг (средства производства, сырье, топливо, материалы).
3. Маркетинг услуг (образовательные, бытовые, медицинские).
4. Маркетинг информации (маркетинговые исследования).
По области применения различают:
1. Международный маркетинг.
2. Некоммерческий маркетинг (метомаркетинг): связан с управлением политическими партиями, общественными и государственными органами. Объект продажи – не товар, а идеи, программы, взгляды.
3. Микромаркетинг (маркетинговая деятельность фирм).
4. Макромаркетинг (экономическая деятельность государства в сфере маркетинга).
Социальный маркетинг: это часть метомаркетинга по осуществлению социальных программ.
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость