Goodstudents.ru

 

 

 

 

 

Лекции по экономике предприятия Калькуляция издержек по заказам в помощь менеджеру
Калькуляция издержек по заказам в помощь менеджеру

Калькуляция издержек по заказам в помощь менеджеру

Каким образом полученные при калькуляции издержек по заказам данные используются в процессе принятия управленческих решений?

Менеджеры компаний заинтересованы в контроле над издержками по каждому подразделению и по каждому заказу. Фактические издержки на прямые материалы и прямой труд, а также заводские накладные расходы накапливаются на счетах подразделений и периодически сравниваются с заложенными в бюджете (сметными). Таким образом, менеджеры могут реагировать на значительные отклонения. Все операции должны записываться последовательно, полностью и точно с тем, чтобы данные по фактическим издержкам были доступны для периодического сравнения. Менеджеры компаний различного рода деятельности могут делать ставку на различные виды контроля над издержками.

Основным отличием в калькуляции издержек по заказам между производственными и непроизводственными компаниями является то, что большинство непроизводственных компаний используют малое (по отношению к затратам труда) количество материалов на выполнение каждого заказа. В таких случаях, в целях удобства, издержки на прямые материалы могут рассматриваться как часть накладных расходов и не рассчитываться отдельно. Лишь некоторые непроизводственные компании (например, медицинские учреждения) используют в своей деятельности большое количество материалов (либо довольно дорогие материалы).

При калькуляции в непроизводственных компаниях можно переносить на заказ только издержки на прямой труд и распределять остальные производственные издержки. Наиболее эффективно подобное распределение издержек осуществляется с применением заданных ставок оплаты труда или времени выполнения работы. В качестве базы для распределения накладных расходов также могут использоваться и другие носители издержек.

Зная издержки на выполнение отдельного заказа, менеджер может лучше оценить издержки на выполнение будущих заказов и, соответственно, установить более реальные цены на торгах и стоимость выполнения заказа. Использование сметных и нормативных значений в системе калькуляции по заказам дает информацию, по которой периодически в целях контроля можно производить сравнение с фактическими издержками. Проведение сравнений в свою очередь дает сведения, на основе которых может производиться оценка эффективности производственного процесса. Рассмотрим пример использования результатов калькуляции производственных издержек по заказам в управленческих целях.

Рассмотрим для примера строительную компанию, специализирующуюся на постройке бетонных сооружений. Периодическое проведение сравнений фактических и заложенных в бюджете издержек помогает менеджерам осуществлять контроль над текущими издержками. Проведение подобных сравнений по завершении выполнения работ по заказу дает информацию, используемую при оценке будущих заказов. На выполненный заказ эти данные уже никак не повлияют.

Спектр клиентов и заказов рассматриваемой компании чрезвычайно широк. Руководству необходимо знать, заказы каких клиентов могут принести наибольшую прибыль, а каких – наименьшую. Для получения данной информации менеджеры запрашивают анализ прибыли по каждому заказу как в процентном отношении к стоимости заказа, так и в абсолютном (денежном) выражении. Было обнаружено, что компания не ведет записи по стоимости выполнения заказов для каждого клиента. Издержки накапливались только по виду заказа – путешествие, развлечение и т.д. Менеджеры по продажам были уверены, что наибольшие прибыли идут от самых крупных заказчиков. Тщательный анализ издержек на производственные заказы показал, что прибыль от выполнения заказов самых крупных клиентов составляет большую часть выручки компании. Однако они составляют лишь небольшую часть валовой прибыли компании (в денежном отношении). До того, как руководство затребовало данные, никто не подсчитывал суммарные издержки на поиск клиентов, на поездки, развлечения и прочие расходы, связанные с поддержанием деловых отношений с клиентами.

Компании, выполняющие большое количество заказов, которые различаются по объемам, затратам времени и усилий, могут неправильно оценивать то, какие из заказов приводят к непропорционально большим издержкам. Калькуляция издержек по затратам помогает определить, какие заказы действительно приносят прибыль и помочь менеджерам лучше контролировать издержки. В результате анализа издержек руководство изменило маркетинговую стратегию компании. Теперь основное внимание переносилось на небольших заказчиков, расположенных поблизости к главному офису компании. Смена стратегии привела к значительному росту прибыли, так как на поездки и развлечения теперь расходовалось гораздо меньше средств. Для отслеживания издержек за определенный период и суммарных издержек по каждому заказчику компания ввела систему калькуляции производственных издержек по заказам. От заказчиков, работа с которыми не приносила прибыли, пришлось отказаться. Менеджерам пришлось пересмотреть политику в отношении контроля над издержками.

Заметим, что система калькуляции издержек должна быть совместима со средой производства, в которой она используется. Калькуляция производственных издержек по заказам и калькуляция издержек по процессам – это две традиционные системы счета издержек. Калькуляция производственных издержек по заказам используется в компаниях, которые производят ограниченные объемы продукции или обеспечивают ограниченное количество услуг, изготовленных или предоставленных по требованиям заказчика. Данная система особенно подходит для фирм, занимающихся предоставлением бизнес услуг, например – рекламных, юридических и архитектурных. Калькуляция издержек по процессам может использоваться в случае, когда большое количество однородных продуктов производится на непрерывно-поточной базе.

Калькуляция издержек по заказам, рассматривает «заказ» как объект калькуляции, для которого происходит накопление издержек. Заказ может состоять из одного или нескольких производимых товаров.

При калькуляции издержек по заказам с использованием фактических или средних издержек, отслеживаются прямые материалы и прямой труд, соответственно. Для этого используются формы требования на отпуск материала и табель учета рабочего времени персонала для индивидуальных заказов, находящихся в стадии незавершенного производства. Компании сферы услуг могут вместо того, чтобы переносить издержки на прямые материалы непосредственно на заказ, рассматривать издержки на прямые материалы, как часть накладных расходов. Перенос издержек не обязателен, когда стоимость материалов несущественна в сравнении с полной стоимостью заказа.

Технологии играют все возрастающую роль в управлении заказами и переносе издержек на заказ. Даже обычное бухгалтерское программное обеспечение, обычно имеет модуль калькуляции заказа. При автоматизации процесса ввода данных собирается более точная и своевременная информации, что помогает служащим при вводе повторяющихся данных. Последним технологическим нововведением в цехах стало внедрение программного обеспечения по управлению проектом. Данные программы позволяют использовать данные по производственному процессу и финансовые данные о заказах, а также осуществлять обмен ими внутри фирмы. Корпоративные локальные сети создаются для распространения данной информации.

При системе калькуляции издержек по заказам с использованием фактических издержек производится перенос фактических накладных расходов на заказы. Более часто используется нормальная система калькуляции затрат, в которой распределение накладных расходов производится с использованием одной или нескольких заданных ставок накладных расходов, умноженных на фактический уровень деятельности.

Калькуляция по фактическим издержкам может быть использована производственной среде. Нормы в большинстве случаев устанавливаются на объем и стоимость ресурсов на входе производственного процесса. Используя нормативные издержки, вместо действительных, менеджеры имеют основание для оценки эффективности операций. Разница между действительными и нормативными издержками фиксируется в счетах отклонений. Анализируя отклонения, менеджеры определяют факторы, вызывающие отклонение издержек от ожидаемого значения. Нормативные издержки чаще всего используются на предприятиях, которые постоянно производят партии однородных продуктов.

Калькуляция производственных издержек по заказам помогает менеджерам в планировании, контроле, принятия решений и оценке производительности. Это позволяет менеджерам отслеживать издержки, связанные с определенными текущими заказами, для лучшей оценки издержек для будущих заказов. Кроме того, менеджеры, используя калькуляцию издержек по затратам, могут лучше контролировать издержки, связанные с текущим производством, особенно, если используется сравнение с бюджетом или нормативами. Перенос издержек на заказы, также необходим при формировании стоимости заказов по системе «издержки плюс». Из-за того, что издержки накапливаются по заказам, менеджерам становится легче определить типы заказов, которые наиболее выгодны для организации.

 




 






Goodstudents Goodstudents



Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник (администратор сайта).