ОБОСНОВАНИЕ эффективности инвестиционного проекта по выбору двигателя лабораторного стенда
1. Общие положения
В экономической части дипломного проекта проведем расчет экономической целесообразности применения импульсно-фазового электропривода лабораторного стенда на базе двигателя бесконтактного моментного. Произведем сравнение между ИФЭП-ДБМ и ЭПУ2-2ДПМ отечественного производства, которые можно установить в нашем случае.
Система управления в обоих случаях остается неизменной.
В целях сопоставления вариантов применяемого электродвигателя и оп-ределения экономической эффективности модернизации предварительно оп-ределим основные технико-экономические показатели:
- капитальные затраты,
- расходы на эксплуатацию.
2.Расчет капитальных затрат
В капитальные затраты входит стоимость электрооборудования, транспортные расходы, затраты на монтаж электрооборудования и прочие расходы.
Определим стоимость капитальных затрат :
,
|
(1.)
|
где – стоимость электрооборудования, руб.;
– затраты на доставку, руб.;
– затраты на монтаж, руб.;
– прочие расходы, руб.
Определим величину этих составляющих.
Определение стоимости электродвигателя
Цена электродвигателя ДБМ составляет – руб, 2ДПМ составляет – руб. Эти цены являются средними для закупки продукции весной 2013г.
В стоимость электродвигателя включена стоимость запчастей и материалов.
Определение затрат на доставку (транспортные расходы) электродвигателя
Транспортные расходы определяются в процентах от стоимости электродвигателя:
,
|
(2.)
|
где принятый согласно [16] – процент транспортных расходов,
Тогда получаем:
(руб),
|
|
(руб).
|
|
Определение капитальных затрат на монтаж
Они включают в себя зарплату монтажникам и стоимость используемых материалов и запасных частей:
,
|
(3.)
|
где принятый процент затрат на монтаж,
Тогда получаем:
(руб),
|
|
(руб).
|
|
Определение прочих затрат
Они включают в себя расходы на тару и упаковку, заготовительно-складские расходы:
.
|
(4.)
|
– принятый процент прочих затрат.
Тогда получаем:
(руб),
|
|
(руб).
|
|
Общие капитальные затраты составят для электродвигателя:
ДБМ:
(руб),
|
|
2ДПМ:
(руб).
|
|
Очевидно, что К1<К2, т.е. затраты на двигатель ДБМ несколько ниже капитальных затрат на двигатель 2ДПМ.
4. Расчет эксплуатационных расходов
В эксплуатационные расходы входит стоимость потребляемой электроэнергии, затраты на текущий и капитальный ремонты, зарплата обслуживающего персонала, отчисления в различные фонды.
Конкретно, эксплуатационные расходы определяются:
руб/год,
|
(5.)
|
где – стоимость потребляемой электроэнергии, руб/год;
– затраты на ремонт, руб/год;
– расходы на зарплату обслуживающего персонала, руб/год;
- отчисления на заработную плату в фонд социального страхования на страхование от несчастных случаев, руб/год;
- отчисления в фонды социального и медицинского страхования и пенсионного обеспечения, руб/год.
Определим каждую из перечисленных составляющих
Определение стоимости электроэнергии
Расход электроэнергии определяется по формуле:
Иэ/э=W∙Цэ, (6.)
где W- количество потребляемой электроэнергии, (кВт∙ч);
Цэ- цена (тариф) на электроэнергию (2,67 руб/кВт∙ч, по данным ИГЭУ);
W=N∙T∙Кз, (7.)
где N- номинальная мощность электропривода, (кВт);
T- время работы электрооборудования в году, Т=1740 ч
Кз- коэффициент загрузки оборудования, принимаем Кз=0,4.
Тогда для ДБМ:
WДБМ= N∙T∙Кз=22∙1740∙0,4=30624 (кВт∙ч/год),
Иэ/эДБМ=W∙Цэ=30624∙2,67=85134,72 (руб/год).
Для 2ДПМ:
W2ДПМ= N∙T∙Кз=24∙1740∙0,4=33408 (кВт∙ч/год),
Иэ/э2ДПМ=W∙Цэ=33408∙2,67=92874,24 (руб/год).
Определение затрат на капитальный и текущий ремонты
Стоимость указанных ремонтов включает в себя затраты на зарплату ремонтного персонала, затраты на запасные части и материалы.
Определение этих затрат будет производиться косвенным путем с использованием коэффициента затрат:
,
|
(8.)
|
где – опытный коэффициент, принимаемый в соответствии с 25 гл. НК РФ «Налог на прибыль» [17] в пределах 10% от ;
Тогда получаем:
(руб/год),
|
|
(руб/год).
|
|
Расчет расходов на зарплату обслуживающего персонала
Он включает в себя основную и дополнительную зарплату обслуживающего персонала. Эту составляющую определять нецелесообразно, т.к. количество обслуживающего персонала и его профессиональный уровень не изменяется. Соответственно, нет необходимости определять и соответствующие отчисления.
Таким образом, общие эксплуатационные расходы, изменяемые по вариантам будут равны:
для двигателя ДБМ:
(руб/год),
для двигателя 2ДПМ:
(руб/год).
Очевидно, что И1<И2, т.е. затраты на эксплуатацию двигателя ДБМ несколько ниже эксплуатационных затрат на двигатель 2ДПМ.
5. Определение приведенных затрат и экономического эффекта от использования электродвигателя ДБМ
Расчет приведенных затрат:
,
|
(9.)
|
где – нормативный коэффициент экономической эффективности.
определяется из условия, что год-1, где года – нормативный (рекомендуемый) срок окупаемости новой техники. Таким образом год-1.
Тогда получаем:
(руб/год),
|
|
(руб/год).
|
|
Расчет экономического эффекта произведем по формуле:
.
|
()
|
Экономический эффект от использования электродвигателя ДБМ составит:
(руб/год)
|
|
Результаты расчетов технико-экономических показателей сведем в таблицу.
Таблица 12.1 Результат расчетов технико-экономических показателей
Наименование показателей
|
Единицы
Измере-
ния
|
ДБМ
|
2ДПМ
|
Капитальные затраты:
стоимость двигателя
транспортные расходы
стоимость монтажа
прочие расходы
|
Руб.
Руб.
Руб.
Руб.
|
31500
1575
6300
1575
|
35000
1750
7000
1750
|
Всего:
|
Руб.
|
40950
|
45500
|
Эксплуатационные расходы:
- затраты на ремонт
- стоимость электроэнергии
|
|
|
|
Всего:
|
Руб./год
|
89229,72
|
97424,24
|
Приведенные затраты
|
Руб./год
|
105609,72
|
115624,72
|
Экономический эффект
|
Руб./год
|
10014,52
|
|
На основании приведённых расчётов для предварительно выбранного двигателя проведем расчеты экономической эффективности различными методами:
6. Определение экономической эффективности внедрения предварительно выбранного электродвигателя.
Определение периода окупаемости:
,
|
(11.)
|
где ликвидационная стоимость (принимается в размере 15% от). (руб),
|
|
,
где ежегодный приток наличности, руб/год
|
(12.)
|
Определение амортизационных отчислений:
,
|
(13.)
|
где - амортизационные отчисления, руб/год, – норма амортизационных отчислений, %/год. Согласно [20] принимаем .
Тогда получаем:
(руб/год).
|
|
(руб/год).
(года).
Таким образом, период окупаемости не превышает период Трек=1÷3 года.
Определение расчетной ставки рентабельности:
,
|
(14.)
|
где Рентнорм на уровне ставки рефинансирования – 8.0 %;
Таким образом, в нашем случае расчетная ставка рентабельности больше ставки рефинансирования 8.0%.
Определение чистого дисконтированного дохода:
,
|
(15.)
|
где R=0,08 – ставка дисконтирования (принимаем на уровне ставки рефинансирования), .
Полученный коэффициент NPV положительный.
Расчет внутренней ставки рентабельности:
JRR рассчитывается при условии, что NPV=0, т.е.
.
|
|
Из вышеприведенного выражения получим:
,
|
(16.)
|
,
|
|
Для и (лет), то по таблицы 2.1 [16] находим JRR=28 %. Из выше изложенного следует, что проект является экономически эффективным. Проект достоин реализации, т.к. электродвигатель используемый в лабораторном стенде будет необходим для проведения лабораторных работ и позволит повысить уровень практической подготовки бакалавров и инженеров в области современного электропривода.
Таким образом, по всем критериям вариант применения двигателя бесконтактного моментного экономически целесообразен для реализации.
7. Вопросы организации производства
С целью контроля, за нормативным техническим состоянием ДБМ, необходимо проводить планово–предупредительные осмотры и ремонты.
В зависимости от объектов и сроков проведения осмотры делятся на:
- осмотр 1;
- осмотр 2;
- освидетельствование.
Осмотр 1 проводится не реже одного раза в месяц. При осмотре 1 необходимо устранить с наружных и легкодоступных частей электродвигателя пыль, грязь, масло и посторонние предметы. Очистить коллектор электродвигателя от пыли. Продуть электродвигатель сухим сжатым воздухом.
Осмотр 2 проводится не реже одного раза в три месяца. При осмотре 2 необходимо выполнить требования осмотра 1 и кроме того, проверить надежность крепления щеткодержателей и самого двигателя.
Освидетельствование двигателя производится после выработки гарантийного ресурса, при авариях и поломках. При освидетельствовании выполняются все требования осмотров 1 и 2, кроме того необходимо проверить все крепления, установить равномерное натяжение пружин щеткодержателей двигателя, убедиться в надежности соединений проводов, шин, кабелей. Проверить сопротивление изоляции.
|