Расчет экономической эффективности виртуального лабораторного стенда
Экономический потенциал технических средств обучения (ТСО) измеряется максимальным экономическим эффектом, который может быть достигнут от повышения качества подготовки специалистов и от внедрения новой техники в промышленное производство.
Коэффициент экономического потенциала внедрения ТСО (эффективность) рассчитывается по формуле:
:
где
- математическое ожидание эффекта, 1/год;
-сумма всех издержек, руб/год.

где
- заработная плата обслуживающего персонала, руб/год;
- расходы на электроэнергию, руб/год;
- отчисления во внебюджетные социальные фонды, руб/год;
- издержки на текущий ремонт, руб/год.
- затраты, за счёт которых ожидается повышение уровня подготовки специалистов, руб; в общем виде это единовременные затраты, связанные с приобретением (монтажом и наладкой) ТСО.
Целесообразность внедрения тех или иных ТСО, а также принятого количества ТСО должна подтверждаться соблюдением неравенства():

где 0,2 – нормативная величина коэффициента экономического потенциала в расчете окупаемости за 5 лет с момента начала эксплуатации виртуального стенда или граница, ниже которой применение ТСО экономически невыгодно, 1/год.
Для определения реальной пропускной способности стенда необходимо исходить из графика учебного процесса. В лабораторном помещении 10 стендов. Работу будут выполнять шесть групп. Среднее количество студентов в группе – 20 человек. Общее количество студентов:
человек. Работа выполняется бригадой по два человека, следовательно, количество лабораторных работ в году -
, а на каждый лабораторный стенд в году приходится
человек (Все численные данные, используемые в расчете, были взяты по данным кафедры ЭП и АПУ).
Расчет математического ожидания эффекта от внедрения ТСО.
Математическое ожидание эффекта от внедрения ТСО можно рассчитать по двум основным направлениям:
1. Получение дополнительного объёма полезной информации студентом по сравнению с существующими методами обучения;
2. Экономия времени на обучение, получаемая в результате внедрения ТСО, по сравнению с существующими методами обучения.
В первом случае можно предположить, что качество принимаемых инженерных решений будет пропорционально дополнительному объёму информации, получаемой студентом в период обучения:


где
- цена единицы информации в отрасли использования будущего специалиста, руб/ед.инф:

где Q – стоимость чистой продукции за год, руб/год: принимаю
руб/год – условная цена одного проекта в год;
V – объём информации за год, необходимый для обеспечения величины Q, ед.инф./год: принимаю
ед.инф./год – число проверочных экспериментов на один проект;
- общий объём информации в году, необходимый для подготовки будущего специалиста ед.инф./год: принимаю
ед.инф./год – количество лекций, содержащейся в данной дисциплине;
- дополнительный объём полезной информации, получаемый будущим специалистом в результате внедрения ТСО, ед.инф./год: принимаю
ед.инф./год (одна по курсу “Экспериментальное исследование различных схем включения 3х-фазного АД в 1-фазную сеть”, вторая – “Исследование работы 1-фазного АД”, третья - “Исследование плавного пуска 1-фазного АД”);
n –количество студентов, обучающихся по данной дисциплине с использованием ТСО;
Таким образом, получаем:
руб/ед.инф.
Экономический эффект от повышения качества обучения студентов (получения дополнительного объёма информации) получается следующий:
.
Для второго случая имеем:

где
- цена одного нормо-часа по заработной плате персонала, обслуживающего учебный процесс (преподаватель, лаборант и др.);
- время затрачиваемое на данный вид занятия в новых ( с ТСО) и базовых условиях обучения, нормо-час;
N – количество групп, студентов обучаемых в течении года с помощью одного ТСО, ед.
Принимаем 
- 35 руб/нормо-час на группу, N = 6 лаб.раб/ год.
Согласно () имеем:

Определение капитальных затрат.
Капитальные затраты в ТСО определяются по формуле:
где
- стоимость разработки и проектирования данного стенда, руб;
- стоимость приобретения персонального компьютера для виртуального стенда, руб;
- стоимость монтажных работ, руб.
Определим
. Для этого составим ориентировочную смету стоимости персонального компьютера (бюджетный вариант).
Таблица 1 Ориентировочная смета стоимости персонального компьютера.
|
Материалы и комплектующие |
Единицы измерения |
Стоимость, руб. |
|
ПЭВМ (Intel Pentium G2020 2900 MGHz, 2 core, HD 500 Gb, HD Graphics (встроенная видеокарта), Лицензия (Windows 7 Home Basic 32 bit рус.) |
шт. |
10 185 |
|
ЖК монитор Acer(LPT 21.5”) |
шт. |
4 746 |
|
Клавиатура Genius KB-110X black |
шт. |
211 |
|
Мышь NetScroll 100 Optical |
шт. |
117 |
|
|
шт. |
2578 |
|
Итого |
15259 |
|
Примечание: стоимость рекомендуемых комплектующих и лицензии взята ориентировочно по данным прайс-листа фирмы Nix от 09/04/2013 г.
Рассчитываем стоимость разработки и проектирования и стоимость монтажных работ. Стоимость монтажных работ принимаем равной нулю, т.к. они осуществлялись силами студентов. Рассчитаем
учитывая стоимость оборудования, которое приобреталось для реализации стенда.
Таблица .2. Ориентировочная смета стоимости проектируемого стенда.
|
Элементы оборудования |
Количество, шт |
Стоимость, руб. |
|
Осевой вентилятор ВО-14-320-4 |
1 |
5600 |
|
Виброизолятор ДО-38 |
4 |
101 |
|
Гнездо “банан”(упаковка по 40 шт.) |
1 |
320 |
|
Штекер “банан” (упаковка по 48 шт.) |
1 |
432 |
|
Светодиод матовый красный |
2 |
5 |
|
Резистор 0,5W(МЛТ-0,5) |
1 |
3 |
|
КТ502Е ТО92 транзистор |
1 |
5 |
|
КД203Т регулятор напряжения |
2 |
50 |
|
ПВС 5*1,5 |
7 |
50,30 |
|
Розетка 115 3р |
2 |
125 |
|
Вилка 015 3 р |
2 |
97 |
|
КМН-118 10 18А 230В |
1 |
227 |
|
Приставка ПКИ-22-2 |
2 |
105 |
|
КМИ 118 10 1 220 |
1 |
289 |
|
ИЭК 3р 1А С |
1 |
183,50 |
|
ИЭК 1р 01А С |
2 |
61,30 |
|
Предохранитель 5х20 2,0а стекл. |
6 |
3 |
|
Конденсатор К-78-98 5мкФ х 450В |
3 |
204 |
|
Конденсатор К-78-98 10мкФ х 450В |
3 |
204 |
|
Итого |
9944,2 |
|
Рассчитав все необходимые затраты согласно определяем 
руб.
Расчет расходов на эксплуатацию (использование ПК и виртуального стенда).
Расчет стоимости потребляемой электроэнергии.
Стоимость потребляемой электроэнергии, руб./год:
где
- плата по одноставочному тарифу (по данным РЭК с 1-го января 2013г.), руб/кВт∙ч;
- энергия, потребляемая в течении года, кВт∙ч:
;
где
- приведенная установленная мощность, потребляемая стендом, кВт:
;
где
- мощность потребляемая виртуальным стендом. Принимаем
Вт;
=0,95 – коэффициент полезного действия, учитывающий потери в сети от стенда до места расчета за электроэнергию. Тогда:

часа – время выполнения лабораторной работы;
- количество лабораторных работ в течении года.


Расчет заработной платы обслуживающего персонала.
В лаборатории, предполагаемом месте размещения стенда, штатным расписанием предусмотрены четыре должности: два инженера 2 категории и два инженера с неполными ставками(0,5 от полной) 2825,5 и 2735,5 руб/мес, соответственно.
Всего на долю лаборантов в году приходится 96 лабораторных работ, кроме того в лаборатории находится 10 действующих виртуальных стендов, одинаковых по трудоемкости обслуживания, поэтому основная заработная плата персонала в расчете на один стенд равна:
Величина отчислений во внебюджетные социальные фонды составляет 30% от заработной платы, и определиться по формуле в расчете на один стенд:
Амортизационные отчисления рассчитываются с учетом того, что норма амортизации
для лабораторного оборудования равна 20%. Капитальные затраты на создание стенда , согласно
Амортизационные отчисления:
Издержки на ремонтные работы:
Опираясь на результаты, полученные рассчитываем коэффициент экономического потенциала внедрения ТСО:

Расчеты показывают, что коэффициент экономического потенциала внедрения ТСО
удовлетворяет неравенству
.
Таким образом, по полученным выше расчетам получаем, что применение экспериментального стенда в данных условиях можно считать экономически целесообразным.
|
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость

Расчет экономической эффективности виртуального лабораторного стенда
