Пример факторного анализа экономический прибыли
Факторный анализ прибыли от продаж
Исходная информация для расчета влияния факторов на изменение (прирост) прибыли от продаж по данным ф. №2 «Отчет о финансовых результатах» и других учетных данных ОАО «Архангельская сбытовая компания».
Ценой в данном случае был взят фактический средний отпускной тариф из годового отчета. В 2007 году он составил – 203,5 коп./кВт·ч, а в 2009 году – 261,15 коп./кВт·ч.
Исходная информация
№ |
Показатель и его условное обозначение |
2008 год |
Реализация 2008 года по ценам и затратам 2007 года (специальный расчет) |
2009 год |
1 |
Выручка от продажи продукции, руб. N |
7.855.810 |
6.495.705 |
8.335.890 |
2 |
Себестоимость проданной продукции, руб. S |
6.270.738 |
5.185.063 |
6.527.079 |
3 |
Коммерческие расходы, руб. КР |
3.434.598 |
2.839.953 |
3.343.507 |
4 |
Прибыль (убыток) от продаж, руб. Р |
-1.849.526 |
-1.529.311 |
-1.534.696 |
5 |
Темп роста выручки от продаж, рассчитанный в ценах предыдущего (базисного) года, % |
7.855.810 |
6.495.705 |
82,68 |
Обобщим результаты факторного анализа прибыли от продаж в табличной форме.
Таблица. Полученные данные
Факторы изменения прибыли от продаж |
Результаты расчета, руб. |
Оценка влияния фактора на изменение прибыли от продаж, руб. |
А. Общее изменение прибыли от продаж |
|
- |
В том числе за счет факторов: |
|
|
1. Изменение объема продаж |
|
+320.338
|
2. Изменение себестоимости проданной продукции |
|
-1.342.016 |
3. Изменение коммерческих расходов |
|
-503.554 |
4. Изменение цен на проданную продукцию |
|
+1.840.185 |
5. Изменение структурных сдвигов в объеме продаж |
|
-123
|
Б. Совокупное влияние факторов на изменение прибыли от продаж |
- |
|
Выводы факторного анализа прибыли от продаж
Данное исследование показало, что прибыль от продаж увеличилась только за счет влияния двух факторов: изменения объема продаж (+320.338 руб.) и роста цен (тарифа) на продукцию (+1.840.185 руб.). Остальные факторы – увеличение себестоимости продаж, коммерческих расходов, а также изменение структуры продаж – привели к понижению прибыли от продаж на общую сумму 1.845.693 руб.
Приведенные расчеты наглядно показывают, что данная организация располагает достаточными резервами увеличения прибыли от реализации продукции и прежде всего за счет снижения производственной себестоимости реализации и коммерческих расходов. Величина изменения структурных сдвигов в объеме продаж незначительна, что объясняется тем, что предприятие реализует один вид продукции – электроэнергию.
Факторный анализ экономической прибыли
На экономическую прибыль оказывают влияние все факторы формирования прибыли от продаж, а также изменения по сравнению с предыдущим годом: процентов к получению (+), процентов к уплате (-), доходов от участия в других организациях (+), прочих доходов (+), прочих расходов (-).
Факторы формирования экономической прибыли
(прибыли до налогообложения)
№ |
Факторы изменения прибыли до налогообложения |
Сумма, руб. |
% к итогу |
1. |
Общее изменение прибыли до налогообложения (экономической прибыли) |
+374.652 |
+100,0 |
|
В том числе за счет факторов: |
|
|
2. |
Изменение объема продаж |
+320.338 |
+85,5 |
3. |
Изменение себестоимости проданных товаров |
-1.342.016 |
-358,2 |
4. |
Изменение коммерческих расходов |
-503.554 |
-134,4 |
5. |
Изменение управленческих расходов |
- |
- |
6. |
Изменение цен на продукцию |
+1.840.185 |
+491,2 |
7. |
Изменение структурных сдвигов в объеме продаж |
-123 |
-0,03 |
8. |
Итого влияние факторов изменения прибыли от продаж на прирост экономической прибыли |
+314.830 |
+84,0 |
9. |
Изменение процентов к получению |
+106 |
+0,02 |
10. |
Изменение процентов к уплате |
-283 |
-0,07 |
11. |
Доходы от участия в других организациях |
- |
- |
12. |
Изменение прочих операционных доходов |
+81.252 |
+21,7 |
13. |
Изменение прочих операционных расходов (они увеличились, а, следовательно, уменьшили экономическую прибыль) |
-21.253 |
-5,7 |
14. |
Итого влияние факторов изменения прочих доходов и расходов на прирост (снижение) экономической прибыли |
+59.822 |
+15,9 |
15. |
Всего влияние факторов на изменение экономической прибыли |
+374.652 |
+100,0 |
Данные таблицы показывают, что на увеличение прибыли до налогообложения существенное влияние оказали такие факторы, как прирост прибыли от продаж (+314.830), прочих доходов (+81.252), увеличение прочих расходов (-21.253) .
В конечном итоге эти факторы привели к увеличению экономической прибыли на 59.822 руб. или 15,9% по сравнению с прибылью от продаж, в связи с чем сумма экономической прибыли составила 372.652 руб.
Факторный анализ чистой прибыли
Факторы формирования чистой (нераспределенной) прибыли (бухгалтерской)
№ |
Факторы формирования чистой прибыли |
Сумма, руб. |
% к итогу |
1. |
Общее изменение чистой (нераспределенной) прибыли |
+297.189 |
+100,0 |
|
В том числе за счет факторов: |
|
|
2. |
Изменение экономической прибыли (прибыли до налогообложения) |
+374.652 |
+126,1 |
3. |
Изменение суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей (с обратным знаком) |
+287 |
+0,09 |
4. |
Изменение отложенных налоговых активов |
-77.358 |
-26,0 |
5. |
Изменение отложенных налоговых обязательств |
-392 |
-0,13 |
6. |
Итого общее влияние факторов изменения налога на прибыль и отложенных налоговых активов и обязательств |
-77.463 |
-26,0 |
7. |
Совокупное влияние факторов на изменение чистой (нераспределенной) прибыли |
+297.189 |
+100,0 |
Выводы факторного анализа чистой прибыли
Как свидетельствуют данные таблицы, на изменение чистой прибыли оказали влияние, прежде всего, прирост экономической прибыли на 26,1% и увеличение суммы отложенных налоговых активов (-77.358). В целом экономическая прибыль увеличилась на 297.189 руб.
Предложенные методики анализа прибыли от продаж, экономической и чистой прибыли позволяют разработать программу повышения прибыльности (рентабельности) производственно-финансовой деятельности, мобилизовав выявленные резервы.
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость