Ценообразование при разных системах управления затратами
Назначение цены на продукт является важнейшей задачей предприятия и искусством менеджеров. Затратный способ ценообразования рассматривается как более простой способ установления реальной цены.
В зависимости от полноты включения затрат в себестоимость продукции различают определение предельной продажной цены методом поглощения и методом вклада.
При калькуляции себестоимости методом поглощения определяется производственную себестоимость единицы. Коммерческие и управленческие расходы, а также желаемая прибыль включаются в процентную надбавку. Поэтому ценовая ведомость будем выглядеть следующим образом:
Таблица 1. Ценовая ведомость при методе поглощения
№ |
Показатели |
Формула |
1. |
Прямые материалы |
|
2. |
Прямой труд |
|
3. |
Общепроизводственные расходы |
|
4. |
Итого производственная (продуктовая) себестоимость |
1+2+3 |
5. |
Надбавка на покрытие коммерческих, управленческих расходов и желаемую прибыль (в процентах от производственной себестоимости) |
4 х % |
6. |
Предельная продажная цена |
4+5 |
Надбавка на покрытие коммерческих, управленческих расходов и желаемую прибыль вычисляется следующим образом:
Процентная надбавка = (желаемая прибыль+коммерческие расходы+управленческие расходы)/(производственная себестоимость единицы * объем продаж)
Пример 5. Имеются следующие данные о расходах на производство продукции: переменные материалы – 2, прямой труд – 4, переменные общепроизводственные расходы - 1, постоянные общепроизводственные расходы- 30 000, объем продаж совпадает с объемом производства и составляет 6 000, постоянные коммерческие и управленческие расходы – 10 000, переменные коммерческие и управленческие расходы – 2,5, желаемая прибыль – 15 000. Составить ценовую ведомость.
Определим производственную себестоимость продукции, которая складывается из переменных материалов (2), прямого труда (4) и общепроизводственных расходов, которые являются переменными (1) и постоянными (30 000 – на весь объем, следовательно, на единицу продукции 3000/6000=6. Поэтому производственная себестоимость единицы составит 12.
Определим процентную надбавку:
Тогда ценовая ведомость выглядит следующим образом:
Показатели |
Сумма |
Прямые материалы |
2 |
Прямой труд |
4 |
Общепроизводственные расходы (1+ = 6) |
6 |
Итого производственная (продуктовая) себестоимость |
12 |
Надбавка на покрытие коммерческих, управленческих расходов и желаемую прибыль (55,56%) |
6,67 |
Предельная продажная цена |
18,67 |
Метод вклада подчеркивает поведение издержек. В основе ограниченной себестоимости лежат переменные издержки, а постоянные общепроизводственные, коммерческие и управленческие издержки, желаемая прибыль находятся в процентной надбавке. Поэтому ценовая ведомость будем выглядеть следующим образом:
Таблица 2. Ценовая ведомость при методе вклада
№ |
Показатели |
Формула |
1. |
Прямые материалы |
|
2. |
Прямой труд |
|
3. |
Переменные общепроизводственные расходы |
|
4. |
Переменные управленческие и коммерческие расходы |
|
5. |
Итого переменная (продуктовая) себестоимость |
1+2+3+4 |
6. |
Надбавка на покрытие постоянных расходов и желаемую прибыль (в процентах от переменной себестоимости) |
5 х % |
7. |
Предельная продажная цена |
5+6 |
Надбавка на покрытие постоянных расходов и желаемую прибыль вычисляется следующим образом:
Процентная надбавка = (желаемая прибыль + постоянные расходы) / (переменная себестоимость единицы * объем продаж).
Составим ценовую ведомость по методу вклада для примера 5.
Определим переменную себестоимость продукции, которая складывается из переменных материалов (2), прямого труда (4), переменных общепроизводственных расходов (1) и переменных коммерческих и управленческих расходов (2,5). Поэтому производственная себестоимость единицы составит 9,5.
Определим процентную надбавку:
Тогда ценовая ведомость выглядит следующим образом:
Показатели |
Сумма |
Прямые материалы |
2 |
Прямой труд |
4 |
Общепроизводственные расходы |
1 |
Переменные управленческие и коммерческие расходы |
2,5 |
Итого переменная (продуктовая) себестоимость |
9,5 |
Надбавка на покрытие постоянных расходов и желаемую прибыль (96,49 %) |
9,17 |
Предельная продажная цена |
18,67 |
Предельная продажная цена обоими методами получается одинаковой.
Долгосрочный нижний предел цены – минимальная цена, покрывающая полные затраты предприятии на производство и реализацию продукции. Этот предел соответствует полной себестоимости продукции.
Краткосрочный нижний предел цены — цена, способная покрыть переменные расходы предприятия. Этот предел соответствует переменной (ограниченной) себестоимости, рассчитанной по системе «директ-костинг».
Определим нижние пределы цены, используя данные примера 5.
Долгосрочный нижний предел цены соответствует полной себестоимости продукции, то есть необходимо учесть все расходы как на производство, так и на реализацию продукции.
Производственная себестоимость составляет 12, а расходы на управление и реализацию продукции составят ,
то есть полная себестоимость продукции составит 16,17 – это и есть долгосрочный нижний предел цены.
Краткосрочный нижний предел цены соответствует переменной себестоимости и равен 9,5.
Предположим, что в условиях недогрузки мощностей, предприятие получает дополнительный контракт на поставку своей продукции на 600 штук по цене 11. Стоит ли руководству предприятия принимать поступившее предложение?
Поскольку речь идет о дополнительном заказе, то все постоянные расходы уже учтены калькуляцией фактического выпуская продукции (6000 шт.), то есть заложены в себестоимость. Постоянные расходы не изменяются при изменении объема производства в релевантном диапазоне, поэтому принятие заказа не приведет к их росту. Поэтому, принимая решение в отношении дополнительного заказа, предлагаемую цену необходимо сравнивать с краткосрочным нижним пределом цены, а не с полной себестоимостью продукции. В данном случае переменная себестоимость составляет 9,5, а цена контракта 11, поэтому предложение следует принять. Этот контракт принесет дополнительную прибыль в размере: (11-9,5)*600=900.
А в случае рыночного метода ценообразования фирме уже известна цена, с которой следует выходить на рынок. Алгоритм вычисления последней будет следующим:
Таблица 3. Определение предельных расходов
№ |
Показатели |
Формула |
1. |
Выручка от продаж |
цена х количество |
2. |
Минус надбавка |
а+b |
a. |
Управленческие и коммерческие расходы |
|
b. |
Желаемая прибыль |
|
3. |
Предельные производственные расходы |
1-2 |
4. |
Предельная производственная себестоимость |
предельные расходы / количество |
Определим предельную себестоимость для примера 5, если известно, что цена на рынке составляет 20.
№ |
Показатели |
Сумма |
1. |
Выручка от продаж (20 х 6000) |
120000 |
2. |
Минус надбавка |
|
a. |
Управленческие и коммерческие расходы (10 000 + 2,5 х 6000) |
25 000 |
b. |
Желаемая прибыль |
15 000 |
3. |
Предельные производственные затраты |
80 000 |
4. |
Предельная производственная себестоимость единицы (80 000 / 6 000) |
13,33 |
Предельная производственная себестоимость единицы продукции составила 13,33, а фактическая себестоимость 12, поэтому при рыночной цене 20 предприятие получит дополнительную прибыль в размере: (13,33-12)*6000=8000.
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость