Особенности современного рынка электроэнергии
Одновременно с созданием РАО «ЕЭС России» была организована оптовая торговля электрической энергией на Федеральном (общероссийском) оптовом рынке электроэнергии и мощности (НОРЭМ). НОРЭМ представлял собой систему договорных отношений множества его участников связанных между собой единством технологического процесса производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии в ЕЭС России. Правовой основой функционирования НОРЭМ являлись Федеральный закон от 14 апреля 1995 года «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 года № 793 «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)».
Началом функционирования существующей модели оптового рынка электроэнергии в Российской Федерации считается 1 ноября 2003 года, дата вступления в силу Постановления Правительства РФ от 24 октября 2003 года № 643 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода».
Электроэнергия обладает особенностями, обусловленными её физическими свойствами, которые необходимо учитывать при организации рынка:
-совпадение во времени процессов производства и потребления электроэнергии и равенство объема выработанной и потреблённой электроэнергии в каждый момент времени;
-невозможность запасания электроэнергии в достаточных в масштабе энергосистемы количествах;
-невозможность заранее точно оговорить объемы генерации и потребления электроэнергии;
-невозможность с физической точки зрения определить, кто произвёл электроэнергию, использованную тем или иным потребителем.
На других рынках товарной продукции кратковременный дисбаланс между производством и потреблением не приводит к потере устойчивости рынка, поскольку может быть устранён за счет складских запасов или товаров-заменителей. Рынок электроэнергии может нормально функционировать только при условии, что в каждый момент времени обеспечивается баланс производства и потребления. Невозможность создания запасов готовой продукции приводит к необходимости создания резервов генерирующих мощностей, пропускной способности электрических сетей и запасов топлива на электростанциях. Величина резервов нормируется, а затраты на поддержание резервов включаются в стоимость электроэнергии. На практике производители и потребители электроэнергии допускают отклонения от своих обязательств по генерации и потреблению электроэнергии. Необходимость оперативного балансирования энергосистемы в условиях переменной нагрузки требует наличия определенного числа маневренных электростанций, способных быстро и в широких пределах менять величину выработки электроэнергии. Наличие не только краткосрочных (в пределах часа, суток и т. п.), но и сезонных (в течение года) колебаний нагрузки в сочетании с тем обстоятельством, что располагаемая мощность электростанций должна превышать с требуемым резервом величину годового максимума нагрузки, приводит к тому, что в течение года некоторый объем генерирующей мощности недогружен. Диспетчер, управляющий работой энергосистемы, не в состоянии регулировать в режиме реального времени отпуск электроэнергии потребителям в соответствии с договорами на поставку, и потребитель может отбирать электроэнергию с существенными отклонениями от договорных обязательств.
В условиях государственного централизованного планирования энергопотребления баланс экономических интересов производителей и потребителей электроэнергии сводился на уровне государственных планов, при этом потребитель должен был получать запланированное количество дешевой электроэнергии в удобное для него время. Поэтому основное назначение электроэнергетической отрасли состояло в надежном, бесперебойном энергоснабжении потребителей в запланированных объемах. Для достижения этой цели осуществлялось управление процессом производства, передачи и распределения электроэнергии. Нагрузка регулировалась методом прямого управления по требованию правительственных органов и энергокомпаний. В этих условиях электрическая энергия рассматривалась, прежде всего, как физическая субстанция, поэтому первоочередным (и единственно необходимым) средством управления энергопотреблением являлась автоматизированная система диспетчерского управления (АСДУ), выполняющая роль регулятора потоков электрической энергии в процессе ее производства, передачи и распределения. Потребность в учете больших потоков электроэнергии при ее экспорте и при перетоках между энергосистемами, объединенными энергетическими системами и в масштабах Единой энергетической системы, обусловила необходимость создания локальных автоматизированных систем измерения (контроля) электроэнергии (АСИЭ). В период перехода к рыночной экономике электроэнергия становится полноценным товаром объектом купли-продажи. Поскольку процесс купли-продажи завершается только после оплаты (реализации), электроэнергия как товар выражается не только количеством, но и стоимостью. При этом основными рыночными параметрами становятся количество полезно отпущенной энергии и ее оплаченная стоимость, а формирующиеся розничный и оптовый рынки электроэнергии представляют собой по сути рынок полезно потребленной электроэнергии. Развитие рынка электроэнергии на основе экономического метода управления потребовало создания полномасштабных иерархических систем: автоматизированных систем измерения электроэнергии (АСИЭ), учета потребления и сбыта электроэнергии (АСУПСЭ), диспетчерского управления (АСДУ), контроля и учета энергопотребления (АСКУЭ). Основная особенность экономического метода управления рассмотрение энергопотребления как главного звена, управляющего рынком электроэнергии, который в свою очередь представляется совокупностью собственно технологического процесса (производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии), учетно-финансового процесса энергопотребления, а также политико-экономического (отражающего текущую политику в области энергоиспользования). Это и является предпосылкой для управления рынком электроэнергии посредством создания единой, интегрированной, системы управления энергопотреблением на базе систем АСИЭ, АСУПСЭ, АСДУ и АСКУЭ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)» введены новые правила функционирования оптового рынка электроэнергии (мощности). Настоящими Правилами устанавливаются правовые основы функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок), включая регулирование отношений, связанных с оборотом электрической энергии и мощности на оптовом рынке, с 1 января 2011 г.
В связи с переходом к рыночной экономике, возникла необходимость повысить эффективность управления энергопотреблением, поскольку это отвечает экономическим интересам поставщиков и потребителей электроэнергии. Одним из направлений решения данной задачи является точный контроль и учет электроэнергии. Именно это направление должно обеспечить значительную часть общего энергосбережения, потенциал которого составляет более 1/3 всего нынешнего объема энергопотребления. Новые экономические отношения в сфере управления энергопотреблением проявляются в формировании единого рынка электроэнергии. Исходя из выше сказанного, рынок электроэнергии должен представлять собой многокомпонентный механизм согласования экономических интересов поставщиков и потребителей электроэнергии. Одним из самых важных компонентов рынка электроэнергии является его инструментальное обеспечение, которое представляет собой совокупность систем, приборов, устройств, каналов связи, алгоритмов и т. п. для контроля и управления параметрами энергопотребления.
Базой формирования и развития инструментального обеспечения являются автоматизированные системы контроля и учета потребления электроэнергии [5].
В рамках программы реформирования электроэнергетики, в 2001 году правительством РФ были сформулированы основные правила функционирования новой модели оптового рынка электроэнергии и мощности, в результате чего у потребителей электроэнергии появилась возможность закупать ее по рыночным ценам в том объеме, который необходим предприятию на текущий период. Основное требование для выхода компании на ОРЭМ – наличие сертифицированной автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ).
АИИС решает следующие задачи:
-автоматизированный коммерческий и технический учёт электроэнергии и других энергоносителей для всех точек и параметров энергоучёта в соответствии с действующими тарифными системами;
-контроль электропотребления по всем точкам учета в различных временных интервалах (от нескольких минут до года) относительно заданных лимитов, режимных и технологических ограничений (с сигнализацией отклонении и фиксацией их величин);
-информационное обеспечение управления электроприемниками, выполняющих функции потребителей-регуляторов;
-точное выделение объема энергопотребления при транзите электроэнергии в распределительных устройствах субъекта, обеспечивающее обоснованное разделение энергозатрат между субъектами;
-составление энергобалансов предприятия, цехов, участков и потребляющих установок; прогнозирование значений параметров энергоучета для планирования энергопотребления (кратко-, средне-, долгосрочное).
Рассмотрим нормативно-правовые аспекты построения АИИС КУЭ и те преимущества, которые дает предприятию создание АИИС КУЭ.
В ходе реформы электроэнергетики России произошла полная смена субъектного состава электроэнергетики России. В первую очередь, речь идет о появлении новых, прежде всего ориентированных на рынок электроэнергии, субъектов:
-генерирующие компании (производство электроэнергии);
-сбытовые компании (купля-продажа электроэнергии);
-федеральная сетевая компания и территориальные сетевые компании (услуги по передаче электрической энергии, технологическое присоединение к электрическим сетям);
-системный оператор (технологическое диспетчирование).
-коммерческая инфраструктура оптового рынка.
Согласно Федеральному закону "Об электроэнергетике" (в ред. Федерального закона от 29 апреля 2012 г. N 96-ФЗ) вследствие окончания переходного периода реформирования электроэнергетики с 1 июля 2008 г. все функции ОАО "РАО "ЕЭС России" перераспределены и частично закреплены за ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы России", ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы России" и Советом рынка.
Для получения статуса субъекта оптового рынка и права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке предъявляются следующие требования:
-соответствие количественным характеристикам, применяемым в группах точек поставки, с использованием которых заявитель планирует участие в торговле на оптовом рынке;
-обеспечение сбора, обработки и передачи участниками оптового рынка администратору торговой системы данных коммерческого учета, полученных с помощью средств измерений соответствующих техническим требованиям ОРЭ и обеспечивающих коммерческий учет произведенной (потребленной) электрической энергии (мощности) в каждой точке (группе точек) поставки, с использованием которой заявитель планирует участвовать в торговле на оптовом рынке;
-обеспечение выполнения технических требований к системе связи, обеспечивающей передачу данных системному оператору.
Статус субъектов оптового рынка, участников обращения электрической энергии на оптовом рынке получают: (ФЗ от 04.11.2007 N 250-ФЗ в редакции ФЗ от 06.12.2011 N 394-ФЗ)поставщики электрической энергии, имеющие в собственности генерирующее оборудование, установленная генерирующая мощность которого превышает минимально допустимое значение, устанавливаемое правилами оптового рынка;
-крупные потребители электрической энергии, которые присоединены к электрическим сетям;
-энергосбытовые организации, которые приобретают электрическую энергию в объеме большем минимально допустимые значения, установленные ОРЭ в целях последующей ее реализации на розничных рынках;
-гарантирующие поставщики вне зависимости от количественных характеристик обслуживаемого ими объема потребления электрической энергии.
Коммерческим оператором рынка – ОАО «АТС», выдвигаются требования к участникам, в том числе энергосбытовым компаниям-гарантирующим поставщикам, в части приведения АИИС КУЭ в соответствие с техническими требованиями, описанными в «Положение о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка». Согласно ряду пунктов этого Приложения, энергосбытовые компании - гарантирующие поставщики и другие участники ОРЭ должны работы по созданию АИИС с обязательным формированием электронных макетов данных и их предоставлением в интегрированную автоматизированную систему управления коммерческим учётом (ИАСУ КУ) ОАО «АТС».
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость