Пример CVP-анализа предприятия
Исходные данные для расчета показателей оценки качественного уровня достижения финансовых результатов
Пример CVP-анализа предприятия
Показатель |
Сумма, руб. |
Изменение |
|
2009 год |
2008 |
||
1.Выручка от продажи продукции, N |
8.335.890 |
7.855.810 |
+480.080 |
2.Себестоимость проданной продукции – переменные затраты, Sпер |
2.869.325 |
2.704.075 |
+165.250 |
3.Валовая прибыль (маржинальный доход), МД |
5.466.565 |
5.151.735 |
+314.830 |
4.Доля маржинального дохода в выручке от продаж, d |
0,655 |
0,655 |
- |
5.Постоянные затраты, Sпост |
7.001.261 |
7.001.261 |
- |
6.Критическая точка объема продаж (порог рентабельности), r |
10.688.948 |
10.688.948 |
- |
7.Запас финансовой прочности, ЗФП |
-2.353.058 |
-2.833.138 |
+480.080 |
8.То же, % к объему продаж |
-28,22 |
-36,06 |
+7,84 |
9.Прибыль (убыток) от продаж |
-1.534.696 |
-1.849.526 |
+314.830 |
10.Прибыль от продаж, в % к ЗФП |
65,22 |
65,28 |
-0,06 |
Данные таблицы свидетельствуют, что валовая прибыль (маржинальный доход) в 2008 году по сравнению с 2008 годом выросла на 6%. Критическая точка объема продаж, или, как ее еще называют, «точка безубыточности» (порог рентабельности) составил 10.688.948 руб. Это означает, что объем продаж как в 2008, так и в 2009 году убыточен и нерентабелен. «Недостающий» объем продаж отражает показатель запаса финансовой прочности. В 2009 году этот показатель уменьшился на 480.080 руб., т.е. предприятие не намного, но приблизилось к безубыточному производству.
Проанализируем, как изменится прибыль предприятия, если она «пересечет» порог рентабельности за счет увеличения объема продаж (тариф на электроэнергию берем как в 2009 году). Установим также запас финансовой прочности примерно на уровне 30%.
Таблица Прогнозный расчет прибыли от продаж
Показатель |
Сумма, руб. |
Изменение |
|
2009 год |
Прогнозный год |
||
1.Выручка от продажи продукции |
8.335.890 |
16.033.422 |
+7.697.532 |
2.Переменные затраты |
2.869.325 |
5.518.837 |
+2.649.512 |
3.Валовая прибыль
|
5.466.565 |
10.514.585 |
+5.048.020 |
4.Доля маржинального дохода в выручке от продаж |
0,655 |
0,655 |
- |
5.Постоянные затраты |
7.001.261 |
7.001.261 |
- |
6.Критическая точка объема продаж |
10.688.948 |
10.688.948 |
- |
7.Запас финансовой прочности |
-2.353.058 |
5.344.474 |
+7.697.532 |
8.То же, % к объему продаж |
-28,22 |
33,3 |
+61,52 |
9.Прибыль (убыток) от продаж |
-1.534.696 |
3.513.324 |
+5.048.020 |
10. Прибыль от продаж, в % к ЗФП |
65,22 |
65,73 |
+0,51 |
Выводы CVP-анализа: Как видно из данной таблицы, при увеличении объема продаж примерно в 2 раза, предприятие увеличит свою прибыль более чем в 5 раз. При этом запас финансовой прочности увеличится на 61,52%. Этот запас необходим на случай хозяйственных затруднений и ухудшения конъюнктуры рынка.
Если для прогнозного года рассчитать величину операционного левереджа, то получится коэффициент равный 2,99. Это является слабой силой рычага. Фирма, имеющая продажи с 30% зоной финансовой прочности работает как раз со слабым операционным рычагом. Но в силу отраслевых особенностей, так как спрос на данную продукцию сезонно постоянен, предприятие не может наращивать величину финансового левереджа, т.е. заимствовать крупные кредиты.
CVP-анализ показал, что предприятие не получает той выручки, которая могла бы покрыть все его расходы. Был проведен прогнозный расчет для безубыточного объема продаж с запасом финансовой прочности в 30%. Данный расчет показал, что при этих условиях предприятие могло бы увеличить прибыль от продаж более чем в 5 раз. Но это только расчетный прогноз, так как при этом необходимо увеличение выручки примерно в 2 раза. При постоянном спросе на продукцию этого можно добиться только за счет роста тарифов, но это ограничено законодательством.
Полученные результаты наглядно показывают, что данная организация не может увеличить свою прибыль за счет растущего объема реализации продукции, поэтому она должна использовать резервы увеличения прибыли от реализации продукции и прежде всего за счет снижения производственной себестоимости реализации и коммерческих расходов.
Получение крупных кредитов не выход для данного предприятия по той же причине – из-за постоянного спроса на продукцию. Поэтому предприятие не может наращивать финансовый левередж.
В итоге, финансовый анализ деятельности организации доказал невозможность оценки финансового состояния по отдельным параметрам, так как, при большинстве финансовых показателей, удовлетворяющих нормам, предприятие является убыточным. Поэтому организации необходим комплексный анализ, который должен также учитывать особенности экономических процессов в стране и положение конкурентов на рынке.
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость