Goodstudents.ru

 

 

 

 

 

Предприятия. Примеры предприятий Особенности современного рынка электроэнергии
Особенности современного рынка электроэнергии

Особенности современного рынка электроэнергии

Одновременно с созданием РАО «ЕЭС России» была организована оптовая торговля электрической энергией на Федеральном (общероссийском) оптовом рынке электроэнергии и мощности (НОРЭМ). НОРЭМ представлял собой систему договорных отношений множества его участников связанных между собой единством технологического процесса производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии в ЕЭС России. Правовой основой функционирования НОРЭМ являлись Федеральный закон от 14 апреля 1995 года «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 года № 793 «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)».

Началом функционирования существующей модели оптового рынка электроэнергии в Российской Федерации считается 1 ноября 2003 года, дата вступления в силу Постановления Правительства РФ от 24 октября 2003 года № 643 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода».

Электроэнергия обладает особенностями, обусловленными её физическими свойствами, которые необходимо учитывать при организации рынка:

-совпадение во времени процессов производства и потребления электроэнергии и равенство объема выработанной и потреблённой электроэнергии в каждый момент времени;

-невозможность запасания электроэнергии в достаточных в масштабе энергосистемы количествах;

-невозможность заранее точно оговорить объемы генерации и потребления электроэнергии;

-невозможность с физической точки зрения определить, кто произвёл электроэнергию, использованную тем или иным потребителем.

На других рынках товарной продукции кратковременный дисбаланс между производством и потреблением не приводит к потере устойчивости рынка, поскольку может быть устранён за счет складских запасов или товаров-заменителей. Рынок электроэнергии может нормально функционировать только при условии, что в каждый момент времени обеспечивается баланс производства и потребления. Невозможность создания запасов готовой продукции приводит к необходимости создания резервов генерирующих мощностей, пропускной способности электрических сетей и запасов топлива на электростанциях. Величина резервов нормируется, а затраты на поддержание резервов включаются в стоимость электроэнергии. На практике производители и потребители электроэнергии допускают отклонения от своих обязательств по генерации и потреблению электроэнергии. Необходимость оперативного балансирования энергосистемы в условиях переменной нагрузки требует наличия определенного числа маневренных электростанций, способных быстро и в широких пределах менять величину выработки электроэнергии. Наличие не только краткосрочных (в пределах часа, суток и т. п.), но и сезонных (в течение года) колебаний нагрузки в сочетании с тем обстоятельством, что располагаемая мощность электростанций должна превышать с требуемым резервом величину годового максимума нагрузки, приводит к тому, что в течение года некоторый объем генерирующей мощности недогружен. Диспетчер, управляющий работой энергосистемы, не в состоянии регулировать в режиме реального времени отпуск электроэнергии потребителям в соответствии с договорами на поставку, и потребитель может отбирать электроэнергию с существенными отклонениями от договорных обязательств.

В условиях государственного централизованного планирования энергопотребления баланс экономических интересов производителей и потребителей электроэнергии сводился на уровне государственных планов, при этом потребитель должен был получать запланированное количество дешевой электроэнергии в удобное для него время. Поэтому основное назначение электроэнергетической отрасли состояло в надежном, бесперебойном энергоснабжении потребителей в запланированных объемах. Для достижения этой цели осуществлялось управление процессом производства, передачи и распределения электроэнергии. Нагрузка регулировалась методом прямого управления по требованию правительственных органов и энергокомпаний. В этих условиях электрическая энергия рассматривалась, прежде всего, как физическая субстанция, поэтому первоочередным (и единственно необходимым) средством управления энергопотреблением являлась автоматизированная система диспетчерского управления (АСДУ), выполняющая роль регулятора потоков электрической энергии в процессе ее производства, передачи и распределения. Потребность в учете больших потоков электроэнергии при ее экспорте и при перетоках между энергосистемами, объединенными энергетическими системами и в масштабах Единой энергетической системы, обусловила необходимость создания локальных автоматизированных систем измерения (контроля) электроэнергии (АСИЭ). В период перехода к рыночной экономике электроэнергия становится полноценным товаром объектом купли-продажи. Поскольку процесс купли-продажи завершается только после оплаты (реализации), электроэнергия как товар выражается не только количеством, но и стоимостью. При этом основными рыночными параметрами становятся количество полезно отпущенной энергии и ее оплаченная стоимость, а формирующиеся розничный и оптовый рынки электроэнергии представляют собой по сути рынок полезно потребленной электроэнергии. Развитие рынка электроэнергии на основе экономического метода управления потребовало создания полномасштабных иерархических систем: автоматизированных систем измерения электроэнергии (АСИЭ), учета потребления и сбыта электроэнергии (АСУПСЭ), диспетчерского управления (АСДУ), контроля и учета энергопотребления (АСКУЭ). Основная особенность экономического метода управления рассмотрение энергопотребления как главного звена, управляющего рынком электроэнергии, который в свою очередь представляется совокупностью собственно технологического процесса (производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии), учетно-финансового процесса энергопотребления, а также политико-экономического (отражающего текущую политику в области энергоиспользования). Это и является предпосылкой для управления рынком электроэнергии посредством создания единой, интегрированной, системы управления энергопотреблением на базе систем АСИЭ, АСУПСЭ, АСДУ и АСКУЭ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)» введены новые правила функционирования оптового рынка электроэнергии (мощности). Настоящими Правилами устанавливаются правовые основы функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок), включая регулирование отношений, связанных с оборотом электрической энергии и мощности на оптовом рынке, с 1 января 2011 г.

В связи с переходом к рыночной экономике, возникла необходимость повысить эффективность управления энергопотреблением, поскольку это отвечает экономическим интересам поставщиков и потребителей электроэнергии. Одним из направлений решения данной задачи является точный контроль и учет электроэнергии. Именно это направление должно обеспечить значительную часть общего энергосбережения, потенциал которого составляет более 1/3 всего нынешнего объема энергопотребления. Новые экономические отношения в сфере управления энергопотреблением проявляются в формировании единого рынка электроэнергии. Исходя из выше сказанного, рынок электроэнергии должен представлять собой многокомпонентный механизм согласования экономических интересов поставщиков и потребителей электроэнергии. Одним из самых важных компонентов рынка электроэнергии является его инструментальное обеспечение, которое представляет собой совокупность систем, приборов, устройств, каналов связи, алгоритмов и т. п. для контроля и управления параметрами энергопотребления.

Базой формирования и развития инструментального обеспечения являются автоматизированные системы контроля и учета потребления электроэнергии [5].

В рамках программы реформирования электроэнергетики, в 2001 году правительством РФ были сформулированы основные правила функционирования новой модели оптового рынка электроэнергии и мощности, в результате чего у потребителей электроэнергии появилась возможность закупать ее по рыночным ценам в том объеме, который необходим предприятию на текущий период. Основное требование для выхода компании на ОРЭМ – наличие сертифицированной автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ).

АИИС решает следующие задачи:

-автоматизированный коммерческий и технический учёт электроэнергии и других энергоносителей для всех точек и параметров энергоучёта в соответствии с действующими тарифными системами;

-контроль электропотребления по всем точкам учета в различных временных интервалах (от нескольких минут до года) относительно заданных лимитов, режимных и технологических ограничений (с сигнализацией отклонении и фиксацией их величин);

-информационное обеспечение управления электроприемниками, выполняющих функции потребителей-регуляторов;

-точное выделение объема энергопотребления при транзите электроэнергии в распределительных устройствах субъекта, обеспечивающее обоснованное разделение энергозатрат между субъектами;

-составление энергобалансов предприятия, цехов, участков и потребляющих установок; прогнозирование значений параметров энергоучета для планирования энергопотребления (кратко-, средне-, долгосрочное).

Рассмотрим нормативно-правовые аспекты построения АИИС КУЭ и те преимущества, которые дает предприятию создание АИИС КУЭ.

В ходе реформы электроэнергетики России произошла полная смена субъектного состава электроэнергетики России. В первую очередь, речь идет о появлении новых, прежде всего ориентированных на рынок электроэнергии, субъектов:

-генерирующие компании (производство электроэнергии);

-сбытовые компании (купля-продажа электроэнергии);

-федеральная сетевая компания и территориальные сетевые компании (услуги по передаче электрической энергии, технологическое присоединение к электрическим сетям);

-системный оператор (технологическое диспетчирование).

-коммерческая инфраструктура оптового рынка.

Согласно Федеральному закону "Об электроэнергетике" (в ред. Федерального закона от 29 апреля 2012 г. N 96-ФЗ) вследствие окончания переходного периода реформирования электроэнергетики с 1 июля 2008 г. все функции ОАО "РАО "ЕЭС России" перераспределены и частично закреплены за ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы России", ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы России" и Советом рынка.

Для получения статуса субъекта оптового рынка и права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке предъявляются следующие требования:

-соответствие количественным характеристикам, применяемым в группах точек поставки, с использованием которых заявитель планирует участие в торговле на оптовом рынке;

-обеспечение сбора, обработки и передачи участниками оптового рынка администратору торговой системы данных коммерческого учета, полученных с помощью средств измерений соответствующих техническим требованиям ОРЭ и обеспечивающих коммерческий учет произведенной (потребленной) электрической энергии (мощности) в каждой точке (группе точек) поставки, с использованием которой заявитель планирует участвовать в торговле на оптовом рынке;

-обеспечение выполнения технических требований к системе связи, обеспечивающей передачу данных системному оператору.

Статус субъектов оптового рынка, участников обращения электрической энергии на оптовом рынке получают: (ФЗ от 04.11.2007 N 250-ФЗ в редакции ФЗ от 06.12.2011 N 394-ФЗ)поставщики электрической энергии, имеющие в собственности генерирующее оборудование, установленная генерирующая мощность которого превышает минимально допустимое значение, устанавливаемое правилами оптового рынка;

-крупные потребители электрической энергии, которые присоединены к электрическим сетям;

-энергосбытовые организации, которые приобретают электрическую энергию в объеме большем минимально допустимые значения, установленные ОРЭ в целях последующей ее реализации на розничных рынках;

-гарантирующие поставщики вне зависимости от количественных характеристик обслуживаемого ими объема потребления электрической энергии.

Коммерческим оператором рынка – ОАО «АТС», выдвигаются требования к участникам, в том числе энергосбытовым компаниям-гарантирующим поставщикам, в части приведения АИИС КУЭ в соответствие с техническими требованиями, описанными в «Положение о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка». Согласно ряду пунктов этого Приложения, энергосбытовые компании - гарантирующие поставщики и другие участники ОРЭ должны работы по созданию АИИС с обязательным формированием электронных макетов данных и их предоставлением в интегрированную автоматизированную систему управления коммерческим учётом (ИАСУ КУ) ОАО «АТС».




 






Goodstudents Goodstudents



Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник (администратор сайта).