Лекции по маркетингу - Основные категории теории маркетинга
Рынок – сфера обмена товаров (определение из общей экономической теории).
Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров (определение в маркетинге).
В маркетинге применяется так называемая «цветная» характеристика рынков:
1. Белый рынок – это рынок разрешенных товаров и услуг, официально признанный для всех субъектов экономической деятельности.
2. Черный рынок – это рынок запрещенных (незаконных) товаров и услуг.
3. Серый рынок: государство жестко диктует цены, ограниченный доступ покупателя, зависящий от платежеспособности и личных знакомств. Цель – ограничение спроса на товары, вредные для государства и общества.
4. Розовый рынок: определяет доступ к дефицитным товарам в зависимости от принадлежности к определенным формальным организациям (спецраспределители).
Товар – предмет труда, произведенный для продажи.
Товар – это комплекс полезных свойств, необходимых для удовлетворения определенных потребностей членов общества.
Емкость рынка – это годовой объем реализуемых на рынке товаров в натуральном или стоимостном выражении. Емкость рынка зависит от экономической и политической ситуации, объема экспорта и импорта, объема местного производства, уровня доходов населения, соотношения спроса и предложения и от потребительских расходов.
Рыночная ниша – это часть емкости рынка, приходящаяся на долю определенной фирмы.
Нужда – это чувство, ощущаемое человеком, нехватки чего-либо.
Нужды людей многообразны и сложны. Нужды делятся на 3 категории:
- физиологические (в пище, тепле, одежде, безопасности);
- социальные (в признании, влиянии, привязанности, духовной близости и др.);
- личные (в знаниях, самовыражении, уважении, эстетические нужды).
Нужду нельзя создать и нельзя ей управлять. Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя обездоленным и несчастным.
Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствие с культурным уровнем личности индивида. Потребность выражается в объектах, способных удовлетворить нужду способом, который присущ культурному укладу данного общества.
Нужда удовлетворяется через потребности. По мере прогрессивного развития общества растут и потребности. Число нужд ограничено, а число потребностей как способов их удовлетворения не ограничено и может постоянно расти, изменяться, совершенствоваться. Потребностями можно управлять, то есть целенаправленно воздействовать на них.
Потребность – потенциальная способность к потреблению.
Запрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью, то есть платежеспособная потребность.
Спрос – это фактические данные по сбыту продукции, выражаемые в виде функции от цены.
Обмен – это акт получения желаемого объекта от кого-либо с предложением чего-либо взамен. Обмен – один из четырех способов удовлетворения потребности (отъем, попрошайничество, самообеспечение).
Сделка – это коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами на конкретную вещь, объем, сумму. Формы сделок:
1. денежная: товар – деньги – товар;
2. бартерная: товар на товар;
услуга за услугу.
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость