Goodstudents.ru

 

 

 

 

 

СВОТ-анализ. Примеры SWOT-анализа Доклад на тему: Внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на деятельность страховых организаций
Доклад на тему: Внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на деятельность страховых организаций

Доклад на тему: Внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на деятельность страховых организаций

Прежде всего рассмотрение данных вопросов необходимо начать с уточнения сущности понятий внутренняя и внешняя среда организации.

Вопросы и проблемные аспекты определения границ внутренней и внешней среды фирмы с учетом изменившихся условий ведения предпринимательской деятельности ставит в своей работе И.Д. Котляров. Главный смысл его исследований заключается в следующем: несмотря на то, что в теории экономической науки давно даны устоявшиеся определения внутренней и внешней среды, развитие современных форм предпринимательства заставляет пересмотреть эти устоявшиеся определения.

Данный автор отмечает, что понятия внутренней и внешней среды фирмы стали классическими в менеджменте, и, вероятно, по этой причине изучению их содержания в настоящее время уделяется мало внимания. Сами эти термины и их определения считаются устоявшимися, и исследователи свободно оперируют ими, не считая необходимым дополнительно уточнять их смысл .

Такой подход был бы вполне оправданным, если бы никаких изменений не претерпело само понятие фирмы. Однако это не так. Эволюция методов ведения предпринимательской деятельности быстрое развитие технологий сделало возможным появление новых форм предприятий (в частности, виртуальных), возникли новые подходы к ведению бизнеса (например, франчайзинг и аутсорсинг), стала бурно развиваться сетевая экономика, фирмы создают стратегические альянсы и сотрудничают с конкурентами.

Применять к этим предпринимательским моделям понятия внешней и внутренней среды фирмы в их традиционном значении можно в лучшем случае с большой осторожностью, зачастую же их использование будет попросту некорректным. Это означает, что данные понятия нуждаются в переосмыслении и с учетом современных реалий.

Как ни парадоксально, но, несмотря на важность этих понятий для современного менеджмента, такое переосмысление пока выполнено не было.

В этом ключе особенно интересен тот факт, что в столь теоретической дисциплине, как экономическая теория, во многом сходные вопрос о границах фирмы является предметом оживленных дискуссий, тогда как в менеджменте, который по определению ориентирован на практику (а что может быть более значимым для практического управленца, чем точное знание того, что находится под его контролем, а что – за его пределами), такое обсуждение не ведется.

Традиционный подход к определению компонентов внутренней и внешней среды предполагает, что эта среда формируется применительно к традиционной организации (малой, средней или крупной фирме, не работающей в системе ФПГ, холдинга, группы компаний и т.д.). То есть общая структура такой компании состоит из простых элементов, характеризуется простыми линейными связями. Сетевой подход предполагает рассмотрение понятий внутренней и внешней среды применительно к сложным предпринимательским структурам: стратегическим альянсам, холдингам, группам компаний, ФПГ, сетевым форматам и т.д., которые имеют свои особенности взаимодействия с внешней средой и построение внутренней среды. К таким сетевым структурам относится и большинство страховых компаний.

В отличии от традиционного подхода современный подход предполагает разделение внутренней среды на два уровня:

- внутренняя институциональная среда – факторы внутрифирменного взаимодействия (миссия, структура, контроль качества и др.);

- внутренняя функциональная среда элементы, формирующую фирму как имущественный комплекс, который осуществляет хозяйственную деятельность (персонал, филиалы и др.)

Такого разделения уровней нет в традиционном подходе к определению содержания компонентов внутренней среды.

Соглашаясь с мнением И.Д. Котлярова, можно отметить, что вместе с тем, на наш взгляд, следует уточнить сущность и содержание внешней и внутренней среды не только для новых форм предприятий, но и для отдельных отраслей экономики и хозяйственной деятельности, поскольку некоторые эти отрасли имеют специфику организации своей деятельности, значительно отличающуюся от организации деятельности других предприятий. Например, это касается банковской деятельности и страховой деятельности.

Кроме общих, применимых к любым предприятиям, определений компонентов внутренней и внешней среды, ряд авторов выделяют специфические составляющие внутренней и внешней среды для страховых организаций. Так, А.М. Годин выделяет следующие компоненты применительно с страховым организациям:

1. Внешняя среда: страхователи, страховщики-конкуренты, коммерческие банки, рекламные агентства, политический климат и другие.

2. Внутренняя среда: функциональные структуры страховых организаций, квалификация кадров страховых организаций, гибкость существующих функциональных структур по отношению к переменам внешней среды.

Н.Н. Никулина отмечает, что к внутренним компонентам окружения относятся управляемые переменные страховой организации: страховые продукты, система организации продаж страховых полисов и формирования спроса, гибкая система страховых тарифов, собственная инфраструктура страховой организации и т.д. Внешнее окружение организации - это система взаимодействующих сил рынка, оказывающих на нее воздействие; при этом страховая организация может оказывать воздействие на: рыночный спрос, конкуренция, инфраструктура .

Рассматривая факторы риска деятельности страховой организации, можно также выделить внутренние и внешние факторы риска деятельности страховой организации: внешние (налоговая политика, темпы инфляции, уровень цен, состояние рынка капиталов, доступность финансовых ресурсов, уровень процентных ставок, спрос на страховую продукцию, отраслевые особенности страхового предпринимательства, меры государственного регулирования) и внутренние (отсутствие прибыли, выплаты штрафов и сборов, финансовая стратегия, система распределения финансовых результатов, маркетинговая политика, снижение цен на страховую продукцию и т.д.) .

Как видно из проведенного анализа определения компонентов внутренней среды, в трактовках различных авторов они расходятся. Следовательно, необходимо либо согласиться с точкой зрения на содержание составляющих внутренней среды одного из авторов, либо найти более приемлемое решение, дополнив эти составляющие другими, которые есть у авторов изучаемой литературы или собственными.

В связи с этим, опираясь на традиционные схемы компонентов внешней и внутренней среды для большинства предприятий, составленные И.Д. Котляровым, дополним их спецификой, относящейся к страховой деятельности. При этом страховые организации по своей сущности относятся к современному (сетевому) формату, который отмечен у данного автора как антипод обычным организациям, а значит все представленные в его работе атрибуты внутренней среды, соответствующие современному подходу будут справедливы для страховой организации. При этом в компоненты для страховой организации необходимо внести коррективы в соответствии со спецификой страхового бизнеса.

Выделим основные элементы внутренней среды компании, которые рассматриваются И.Д. Котляровым: структура предприятия, подразделения предприятия, персонал, собственники предприятия, финансы, технологии и дополним их содержанием, относящимся к страховым организациям.

Современные страховые компании организованы как филиальные структуры с головной компанией, что предопределяется законодательно установленными требованиями к капитализации компании (исключены отдельно работающие небольшие фирмы иди даже крупные компании, поскольку они «не потянут» финансово сложный механизм аккумулирования и перераспределения денежных средств).

М.Н. Кондратьева включает во внешнюю среду потребителей, поставщиков, конкурентов, государственные органы, технологические факторы, экономические факторы, политические факторы, социальные факторы .

Дополняя перечисленные факторы внешней среды можно отметить, что факторы внешней среды можно разделить не только на прямые и косвенные, но и на сильно изменчивые и не значительно меняющиеся. Эта классификация необходима для того, чтобы компания могла бы уделить большее внимание факторам наиболее изменчивым в плане периодичности их мониторинга. К ним относятся конъюнктура страхового рынка, социально-экономическое положение территории, состояние территориального финансового рынка.

Кроме этого, можно дать следующую классификацию факторов внешней среды страховых организаций: административные - те, которые установлены властными полномочиями органов власти (нормативная база), социально-экономические - те, которые определяются состоянием экономики, социальной сферы, политики страны, природно-климатические.

Такая классификация будет способствовать большей систематизации факторов внешней среды страховых компаний.

Библиографический список

1. Никулина Н.Н., Суходоева Л.Ф. Риск-менеджмент в страховом предпринимательстве// страховое дело. 2012. №4. С. 58.

2. Парахина В.Н., Федоренко Т.М. Теория организации. 3-е изд., стер. М.: КноРус, 2007.

 





Похожие материалы




 






Goodstudents Goodstudents



Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник (администратор сайта).