Goodstudents.ru

 

 

 

 

 

Задачи по статистике с решениями и выводами Изучение сезонных колебаний в статистике – курсовая работа
Изучение сезонных колебаний в статистике – курсовая работа

Изучение сезонных колебаний в статистике – курсовая работа

Рассмотрение сезонных изменений

К сезонным колебаниям относят все явления, которые обнаруживают в своем развитии отчетливо выраженную закономерность внутри годичных изменений, т.е. явления, более или менее устойчиво повторяющиеся из года в год колебания уровней.

Для измерения сезонных колебаний статистикой используются различные методы. Наиболее простые и часто употребляемые из них:

· метод абсолютных разностей;

· метод относительных разностей;

· построение индексов сезонности.

Применяя способ абсолютных разностей, оперируют непосредственно размерами этих разностей, а при использовании метода относительных разностей определяют отношение абсолютных размеров указанных разностей к выровненному уровню.

Индекс сезонности рассчитывается по непосредственно эмпирическим данным:

,

где - средняя для каждого месяца минимум за три года,

- среднемесячный уровень для всего ряда.

Совокупность индексов сезонности отражает сезонную волну. Для наглядного представления сезонной волны индексы сезонности представлены в виде графика (рис.3)


Для выделения сезонной волны определяется средний уровень товарооборота за каждый месяц по трехлетним данным и общая средняя за весь период. Средний уровень товарооборота за месяц получается делением суммы уровней на число лет (в данном примере их 3), а общая средняя получается делением суммы уровней товарооборота за все три года на 36. Затем определяется абсолютное отклонение средних месячных показателей от общей средней: -.

Для нахождения относительных разностей абсолютные отклонения делятся на общую среднюю и выражаются в процентах.

При вычислении индекса сезонности средний уровень соответствующего месяца относится к общей средней.

Все результаты вычислений приведены в таблице 4.

Таблица 4 Изменение сезонных колебаний товарооборота фирмы

год


мес.

1995

1996

1997

итого
за весь
период,
млн.руб.

средний
уровень
за мес.,
млн.руб.

абсол.
откл. от
общей
средней

относит.
откл. от
общей
средней,%

индекс
сезон-ности,
%

1

750,00

1008,00

943,00

2701,00

900,33

-52,49

-5,51

94,49

2

875,00

1008,00

945,00

2828,00

942,67

-10,16

-1,07

98,93

3

784,00

998,75

945,00

2727,75

909,25

-43,58

-4,57

95,43

4

833,00

963,50

924,00

2720,50

906,83

-45,99

-4,83

95,17

5

857,50

920,00

946,00

2723,50

907,83

-44,99

-4,72

95,28

6

960,00

966,00

968,00

2894,00

964,67

11,84

1,24

101,24

7

984,00

943,00

968,00

2895,00

965,00

12,17

1,28

101,28

8

1008,00

987,00

967,50

2962,50

987,50

34,67

3,64

103,64

9

980,00

1010,50

967,50

2958,00

986,00

33,17

3,48

103,48

10

1004,50

1034,00

968,00

3006,50

1002,17

49,34

5,18

105,18

11

1029,00

966,00

946,00

2941,00

980,33

27,51

2,89

102,89

12

1032,00

966,00

946,00

2944,00

981,33

28,51

2,99

102,99

Итого
за все
месяцы

11097,00

11770,75

11434

34301,75

952,83

Анализ полученных результатов

По данным таблицы 4 и, особенно, по графику сезонной волны легко определить, что товарооборот фирмы подвержен незначительным сезонным колебаниям.

Товарооборот минимален весной (до мая) и с конца зимы, что очевидно, т.к. весной большая часть населения работают на огородах, на садовых участках и т.д. (людям некогда смотреть телевизор); а следовательно и снижается спрос покупателей на телевизоры по сравнению с покупками лета и осени, периодами сравнительного роста и стабилизации спроса, а также с повышением спроса в мае и в середине зимы, которая характеризуется временем многочисленного числа праздников (Новый год, Рождество и т.д.), ростом затрат на всевозможные подарки, (в том числе и на телевизоры), по телевизору показывают в это время очень много интересного. В связи с этим фирме можно рекомендовать несколько путей дальнейшего развития:

- если руководство фирмы заинтересовано в стабильной работе круглый год, то необходимо или значительно увеличить затраты на рекламу, скидки, дополнительные льготы и т.д. во время спада покупательской активности(с февраля по май) простимулировать спрос в это время, или же ,по возможности, сменить ассортимент. В результате фирма сможет сохранить объём товарооборота, а также, что не маловажно, остаться на виду у покупателя, не растерять свой имидж и престиж.

- Если же руководство не готово идти на значительные издержки при стимулировании спроса или при переориентации, то необходимо подготовиться к снижению товарооборота, минимизируя свои издержки (отправить в отпуска продавцов или рабочих, сдать в аренду часть торговых и производственных площадей, уменьшить количество рабочих смен или время работы магазинов и т. д.). Недостатком этого варианта является уход фирмы из поля зрения покупателей, в результате чего, возможно некоторое сужение в будущем рынке сбыта, т.к. о фирме могут просто забыть.

В целом же сезонное планирование работы очень важно для деятельности любой организации.  Далее рассмотрим индексный анализ факторов динамики.





Похожие материалы




 






Goodstudents Goodstudents



Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник (администратор сайта).