Goodstudents.ru

 

 

 

 

 

Организация производства - Лекции Рабочее время. Значение и задачи изучения рабочего времени
Рабочее время. Значение и задачи изучения рабочего времени

Рабочее время. Значение и задачи изучения рабочего времени

Рабочее время – наиболее важный ресурс общества, так как его потеря невозместима. Мероприятия по совершенствованию организации труда и нормированию как раз и направлены на экономию рабочего времени, а к этому виду экономии сводится, в итоге, любая экономия.

Рабочее время – это установленная законодательством продолжительность рабочего дня (рабочей недели), в течение которого работник выполняет порученную ему работу.

Осуществление практических мер по значительному улучшению использования рабочего времени требует разработки и внедрения мероприятий по обеспечению ритмичности работы, улучшению инженерной подготовки производства, совершенствованию организации и обслуживания рабочих мест, своевременной подготовке и обеспечению ремонтных служб квалифицированными кадрами. Сокращению внутрисменных потерь рабочего времени способствует также внедрение бригадной организации труда.

Приведение в действие резервов рабочего времени требует объективного, полного и оперативного учёта и контроля за его затратами и потерями.

Совокупность задач, связанных с повышением эффективности использования рабочего времени, целесообразно разделить на две группы.

Первая группа задач связана с увеличением удельного веса оперативного времени (работы) в балансе рабочего времени. Чем выше удельный вес оперативной работы, тем больше времени уделяется непосредственно осуществлению производственного процесса или какой-то его части и соответственно тем выше производительности труда. Увеличение удельного веса оперативной работы оперативной работы, достигается не за счёт снижения интенсивности использования оборудования и труда, а за счёт уменьшения абсолютной и относительной величины других элементов затрат рабочего времени.

Вторая группа задач связана с улучшением структуры затрат рабочего времени при осуществлении оперативной работы. Иногда под этим понимается увеличение доли машинного времени в оперативном. Сама по себе величина, определяющая долю машинного времени в оперативном, не является исчерпывающим показателем, поскольку для повышения производительности труда в равной мере важно снижение затрат и машинного и ручного времени.

В современных условиях на первый план выдвигаются следующие взаимосвязанные направления работы по улучшению структуры времени оперативной работы:

· увеличение доли машинно-автоматического времени, то есть той части машинного времени, которая осуществляется без непосредственного участия рабочего и без необходимости наблюдения за процессом обработки;

· использование всего рабочего времени исполнителя для активной работы с орудиями и предметами труда.

В решении задач первой группы наибольшее значение имеет развитие и повышение эффективности бригадной формы организации труда, внедрение системы регламентированного обслуживания производства.

Работа по улучшению структуры затрат рабочего времени при осуществлении оперативной работы (вторая группа задач) заключается преимущественно в устранении пассивного наблюдения и увеличении за это счёт времени активной работы и достигается развитием многоагрегатного обслуживания, расширением зон обслуживания, улучшением методов и приёмов труда, совмещением профессий и функций.

Неполный учёт потерь рабочего времени, особенно внутрисменных, обусловлен недостаточной связью заработной платы работников с использованием их рабочего времени.

Необходимое условие результативности работы по улучшению использования рабочего времени – систематический и планомерный характер её проведения, в основе которой должны лежать хорошо налаженный учёт, контроль и анализ использования рабочего времени на рабочем месте, в производственных бригадах и участках, в целом по предприятию.

На практике при изучении затрат рабочего времени используют дифференцированную по отдельным категориям классификацию рабочего времени. Наличие такой классификации способствует достижению единства при решении вопросов организации и нормирования труда и служит основой для изучения фактических затрат рабочего времени, анализа и сопоставления их с нормативными затратами времени по элементам трудового процесса, а также для выявления нерациональных затрат и потерь рабочего времени и их причин, установления норм на предприятиях различных отраслей народного хозяйства.

Классификация позволяет:

· изучать состояние организации труда и использование рабочего времени, наиболее полно выявляя потери рабочего времени и их причины;

· устанавливать степень необходимости целесообразности отдельных затрат времени при выполнении заданной работы;

· наиболее полно изучать и анализировать время использования оборудования во взаимной связи с рабочим временем исполнителя;

· определять затраты труда на выполнение заданной работы и составляющих её элементов.

Нормирование труда должно сопровождаться совершенствованием организации труда и технологических процессов на рабочих местах в сочетании с наиболее полным и экономичным использованием оборудования. Поэтому были разработаны классификации использования рабочего времени по отношению к исполнителю и оборудованию.

Основой разработанных в настоящее время классификаций является выделение двух составляющих: времени работы (функционирования) и времени перерывов.

В практике нормирования труда применяют деление затрат рабочего времени на подготовительно-заключительное, оперативное, время обслуживания рабочего места, время на отдых и личные надобности и время перерывов (регламентированных и нерегламентированных).

Список литературы

1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2003. – 416 с.

2. Ромашов О.В. Социология труда: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 320 с.

3. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА – М; 2003. – 280 с.

4. Экономика труда: под. Ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одёгова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 736 с.

5. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчётности.- М.: Изд-во «ДИС», 1998. – 208 с.





Похожие материалы




 






Goodstudents Goodstudents



Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник (администратор сайта).