Goodstudents.ru

 

 

 

 

 

Бизнес-планирование: оценка эффективности инвестиций Причины возникновения антикризисного управления: сущность кризиса и теории цикличности
Причины возникновения антикризисного управления: сущность кризиса и теории цикличности

Причины возникновения антикризисного управления: сущность кризиса и теории цикличности

Антикризисное управление как систематизированная, структурированная, многоплановая, протяженная во времени деятельность по профилактике разрушительных процессов или их преодолению и сообщению на этой основе организации прогрессивного качества предполагает решение специфических задач по поддержанию ее устойчивости. «Устойчивость — одна из основных динамических характеристик экономической системы, являющая собой свойство возвращаться в исходный или близкий к нему установившийся режим после выхода из него в результате какого-либо воздействия». В большинстве случаев в качестве фактора, оказывающего определяющее и разрушающее воздействие на устойчивость организации, выделяют кризис. Другими словами, дестабилизация финансово-хозяйственной деятельности вызвана, как правило, кризисными явлениями.

Сущность кризиса можно определить следующим образом:

1) кризис — это рассогласование в деятельности отдельных сис­тем организации (экономической, финансовой, социальной и др.);

2) кризис — это неплатежеспособность, это нарастающая опас­ность банкротства и ликвидации организации

Любая организация испытывает две основные внутренние тенденции, связанные с поддержанием ее жизнедеятельности:

1) функционирование;

2) развитие.

Функционирование – комплекс действий, направленных на поддержание и сохранение уже имеющихся функций, определяющих целостность, качественную определенность и главные сущностные характеристики системы. Для обеспечения функционирования система стремится к стабилизации происходящих в ней процессов.

Развитие – это комплекс действий, направленных на приобретение новых и устранение отживших качеств в условиях изменяющейся среды. Для обеспечения развития необходимо проведение изменений процессов в системе.

Указанные тенденции имеют противоположные направленности и неизбежно входят друг с другом в противоречие. Противоречия – это те внутренние вопросы, которые требуют своего разрешения и позволяют системе найти путь к совершенствованию. Исходя из этого, кризис - это крайняя форма обострений между противоречиями в организации, угрожающая ее жизнедеятельности.

Функционирование и развитие взаимосвязаны и отражают диалектическое единство основных тенденций организации. Функционирование сдерживает развитие. Развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для более устойчивого функционирования организации в пер­спективе. То есть возникает циклическая тенденция развития, кото­рая отражает периодическое наступление кризисов. Эта тенденция была замечена экономистами еще в первой половине XIX века.

Наиболее подходящей для описания данных явлений, происходящих в рыночной экономике, является трехцикличная схема Й. Шумпетера, а именно: идея о колебательных процессах в экономике, осуществ­ляющихся как бы на трех уровнях. Он назвал эти циклы именами уче­ных Н.Д. Кондратьева, К. Жугляра и Дж. Китчина.

Циклы Н.Д. Кондратьева (1892—1938). Их основной причиной являются радикальные изменения в технологической базе производ­ства, перестройка его структуры. Продолжительность таких циклов 40—60 лет. Согласно Кондратьеву, большие циклы состоят из двух волн — повышательной или понижательной (табл. 1).

Таблица 1 Волны циклов Кондратьева

 

Номер цикла

Повышательная

Понижательная

1

(1787-1792) - (1810-1817)

(1810-1817) - (1844-1851)

2

(1844-1851) – (1870-1875)

(1870-1875) – (1890-1896)

3

(1890-1896) – (1914-1920)

(1914-1920) – (1940)

4

Конец 40-х — начало 70-х гг. XX в

Начало 70-х — середина 80-х гг XX в.

5

Начало 90-х гг. XX в. — первое десятилетие XXI в.

-

 

Циклы К. Жугляра. Основой таких циклов считаются взаимо­действия многообразных денежно-кредитных факторов. Их периодич­ность — 7— 11 лет.

Циклы Дж. Китчина имеют продолжительность три—пять лет. Такая короткая цикличность отражает динамику относительной вели­чины товарно-материальных ценностей на производственных предприятиях, т.е. в основу их положен средний производственный цикл промышленной фирмы с учетом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовки производства (инструментов, технологий, кадров, материально-финансовых ресурсов).

Й. Шумпетер считал, что в экономической системе проявляется взаимосвязь и взаимозависимость всех трех циклов.

Еще выделяют циклы С. Кузнеца. Их движущей силой являются сдвиги в воспроизводственной структуре производства (их еще назы­вают воспроизводственными, или строительными). Продолжитель­ность таких циклов около 20 лет.

П. Самуэльсон определяет экономический цикл как общую черту почти всех областей экономической жизни и всех стран с рыночной экономикой. Современные экономисты признают объективный характер экономического цикла и поэтому предлагают изучать это явление путем анализа внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на характер цикла, его продолжительность и специфику проявления отдельных фаз.

Таким образом, наступление кризисов вызывается не только субъек­тивными, но и объективными причинами, самой природой организации. Кризисы могут также возникать и непосредственно в процессах функционирования. Это могут быть, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями их использования.

Главной особенностью кризиса является то, что даже будучи ло­кальным, он как цепная реакция может распро­страниться на всю организацию или всю проблематику развития, потому что в организации существует органическое взаимодействие всех элемен­тов и проблемы не решаются по отдельности. Но это возникает, когда отсутствует управление кризисными ситуациями или, наоборот, осуществляется намеренная мотивация развития кризиса.

Опасность кризиса в организации существует всегда, даже при благоприятной экономической ситуации в стране. Поэтому очень важ­но знать признаки наступления кризисных ситуаций. Успех антикризисного управления зависит от своевременного распознавания кризиса, определения факторов, причин и симптомов кризиса.

Распознавание кризиса — обнаружение его симптомов, факто­ров и причин, установление его принадлежности к одной из групп, определение его свойств и характера.

Фактор кризиса — это событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кри­зиса.

Симптом кризиса — это внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса. Симптомы проявляются в показателях и тенденциях их измене­ния, отражающих функционирование и развитие организации. При этом состояние показателей может оцениваться и относительно установленной нормативной величины, и относительно друг друга.

Причины кризиса — источники его возникновения, события или явления, вследствие которых он наступил. Первопричиной, т.е. возможностью возникновения экономического кризиса является разрыв между производством и потреблением товаров. Остальные причины в виду их многообразия можно классифицировать по ряду признаков (табл.2).

Таблица 2 Классификация причин возникновения кризисов

 

Критерий классификации

Классификационная группа

По зависимости от воли людей

Объективные; субъективные

По месту возникновения

Внешние; внутренние

По определенности возникновения

Случайные; закономерные

По происхождению

Искусственные; естественные

 

При всей болезненности кризисы являются двигателем прогресса. В динамике движения организации на них возложены три важнейшие функции:

· резкое ослабление и устранение устаревших элементов господствующей, но уже исчерпавшей свой потенциал системы управления;

· расчистка дороги для утверждения первоначально слабых элементов новой системы управления, будущего цикла;

· испытание на прочность и передача в наследство тех элементов системы управления, которые аккумулируются и переходят в будущее.

 

Теоретические положения, характеризующие место кризисов в ритме цикличного развития, их структуру, систему, взаимодействие и исход, позволяют выработать научные походы к методологии и технологии антикризисного управления.

Список литературы

1. Антикризисное управление: Учеб. пособие для технических вузов / В. Г. Крыжановский, В. И. Лапенков, В. И. Лютер и др.; под ред. Э. С. Минаева и В. П. Панагушина. – М.: "Издательство ПРИОР", 1998 – с.22.

2. Антикризисное управление:учеб. пособие: В 2т. Т.2.: Экономические основы/отв. Ред. Таль Г.К.-М.: ИНФРА-М, 2004. С. 221-222.

3. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению/под ред. Иванова Г.П. М.: Закон и право, 1995. С.38.

4. Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник / Под ред. М. И. Баканова. — 5-е изд., перераб. и догт. — М.: Финансы и статистика, 2006. С.84.

5. Зуб А.Т. Антикризисное управление:учеб. пособие. М.:ИНФРА-М. 2009. С. 179-180.

6. Кулагина Г. Опыт антикризисного управления предприятием//Экономист. – 2005.-№10. С.56.

 




 






Goodstudents Goodstudents



Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник (администратор сайта).