Goodstudents.ru

Главная

Финансовая система Италии


Финансовая система Италии


На сегодняшний день в Италии существует достаточно развитая финансовая система с богатыми историческими традициями. Итальянские паевые фонды уже не одно десятилетие доказывают свою жизнеспособность, достаточно успешно приспосабливаясь к сложным условиям экономической ситуации в стране.

Опыт Италии особенно интересен по нескольким причинам.

Процесс становления финансовой системы Италии проходил в условиях очень близких современной России:

1. Недостаток капитала для подъема местной промышленности, хроническое расстройство финансов (Италия имеет один из самых крупных дефицитов в бюджете среди индустриальных стран).
2. Кроме того, страна известна постоянными переменами в Правительстве, неэффективными государственными предприятиями и постоянными субсидиями.
3. До недавнего времени рынок ценных бумаг в Италии был слабо развит и неэффективен. Концепция инвестирования по схеме одного из активных участников данного рынка - паевых инвестиционных фондов -психологически не воспринималась населением.

Однако за последнее десятилетие Италия продемонстрировала высокие темпы экономического роста. В 1996 году Италия, опередив Великобританию по объему ВВП, вышла на пятое место в числе промышленно развитых стран, по объему промышленного производства опережая Францию. Существенные изменения произошли и в сфере управления активами.

Показано, что в Италии существуют мощные финансовые фонды, но структура итальянского финансового рынка порождает серьезные препятствия для подъема уровня экономики. Рынок ценных бумаг развит, но недостаточно эффективен. Стоимость ценных бумаг может определяться несколькими крупными инвесторами. Несовершенство рынка выгодно для небольшого числа финансовых групп. Большинство итальянских предпринимателей не хотят иметь ничего общего с публичным рынком, и их компании остаются частными. Средние итальянские компании испытывают трудности в привлечении средств для расширения своих конкурентных преимуществ, инвестирования за рубежом или внедрения в смежные отрасли, для чего потребовались бы значительные капиталы.

Банковская система Италии нуждается в совершенствовании. Многие итальянские банки препятствуют значительным долгосрочным займам. Большинство займов краткосрочные. Сочетание регулирования и защиты от иностранной конкуренции и государственной собственности почти сводит на нет конкуренцию между банками и вызывает их неэффективность. Международные позиции итальянских банков, соответственно, слабы, и их будущее успешное функционирование на международном уровне останется маловероятным без реальной внутренней конкуренции- Итальянские банки стремятся избегать риска и наибольшая часть банковского капитала направляется на правительственные проекты или крупным промышленно-финансовым группам. Доступность к долгосрочному капиталу наиболее динамичных итальянских фирм ограничена.

Обращает на себя внимание то, что в Италии также чрезвычайно слаб венчурный капитал. Рынок венчурного капитала возник недавно и сильно отстает от американского и британского. Значительная часть такого капитала вообще не вкладывается в новые предприятия из-за боязни риска. Для Италии движение к экономике с расширенными и многообразными конкурентными преимуществами при отсутствии дальнейшего развития ее финансового рынка затруднительно. Поэтому доступ к капиталу расширяется, а инвестиции размещаются более открыто и рационально. Регулирование деятельности банков ориентировано на предоставление большего числа долгосрочных кредитов. Чтобы итальянские банки имели возможность сохранения, и уж тем более укрепления своих позиций, стимулируется конкуренция между ними. Для того, чтобы поддержать инвесторов и привлечь предпринимателей, устанавливаются требования по раскрытию фирменной информации, разрабатываются правовые нормы, регулирующие внутреннюю торговлю, и вводится более строгий контроль со стороны Комиссии по ценным бумагам (CONSOB). Расширяются возможности венчурного капитала. Особое внимание обращается на Паевые Инвестиционные Фонды и их деятельность в области маркетинга, что позволяет укрепить итальянские ПИФы на финансовом рынке. Более открытый, доступный для наблюдения, менее централизованный финансовый рынок капитала с участием Паевых Инвестиционных Фондов создаст новое поколение средних и крупных итальянских компаний. Такие перемены также предохранят хорошо организованные итальянские компании от поглощения и будут стимулировать более рациональную диверсификацию. Европейская либерализация может облегчить крупным итальянским компаниям привлечение капитала извне. Однако для финансирования мелких и средних фирм, столь важных для экономического прогресса Италии, требуется обеспечить более эффективное функционирование рынка капитала внутри страны, и именно здесь роль Паевого Инвестиционного Фонда неоценима.

 

Валютно-финансовая система. Валютный контроль Испании.

Система валютного контроля Испании формировалась поэтапно, с постепенным переходом от жестко ограничительной (до 1959 г.) к разрешительной (60-70-е гг.), затем к либерально-разрешительной (с середины 70-х годов) и только начиная с 1992 г. к либерализованной. Именно в этом направлении развивалась и законодательная база системы валютного контроля и регулирования Испании:

- Закон об административной и уголовной ответственности по валютно-финансовым операциям от 24 ноября 1938 г.

- Закон об иностранных инвестициях в Испании от 31 октября 1974 года и Закон о юридическом режиме валютного контроля от 10 декабря 1979 года.

- Королевский Декрет № 1861 от 20 декабря 1991 года "О внешнеэкономических операциях", основной действующий документ по системе валютного контроля и расчетам по внешнеэкономическим операциям.

Для формирования и проведения в жизнь валютной политики в 50-60-х годах, когда со стороны государства осуществлялся жесткий административный контроль над валютно-финансовыми операциями, был создан Институт Иностранной Валюты, который входил в структуру Министерства торговли Испании. Институту были предоставлены широкие полномочия по регулированию ввоза и вывоза валюты, организации валютного рынка, открытию валютных счетов, делегированию прав по осуществлению валютных операций банком.

Переход в середине 70-х годов от политики автаркии к новой экономической политике, в основе которой лежало активное привлечение иностранного капитала, привел к необходимости либерализации норм, регулирующих иностранные капиталовложения, и соответственно, норм валютного регулирования. Был упразднен Институт Иностранной Валюты. Его функции перешли к Центральному (Banco de Espana) Банку Испании. Кроме того, для регулирования внешнеэкономических операций, в рамках Министерства торговли было создано Управление внешнеэкономических операций (в настоящее время Генеральное управление торговой политики и иностранных инвестиций Министерства экономики и финансов).
До середины 80-х годов основными особенностями системы валютного контроля явились следующие.

Денежные средства внешнего происхождения аккумулировались:
а)
на счетах типа "А". Эти счета открывались иностранными, юридическими и физическими лицами в испанских банках в национальной валюте - песетах, полученных от конвертации иностранной валюты, для использования в Испании, без права обратной конверсии. При открытии такого счета вкладчики пользовались правом льготного курса, в компенсацию риска девальвации песеты и ее не конвертируемости;

б) на счетах типа "Б", которые образовывались в испанских песетах как следствие торговых операций (валютной выручки экспортеров) с правом их конвертации и перевода за границу. Песеты, зачисленные на счета типа "Б" не исключали для вкладчика риска возможной девальвации испанской валюты.
Денежные средства внутреннего происхождения: на счетах иностранных физических и юридических лиц во внутренних песетах.
Иностранные юридические лица, за исключением их представительств в Испании, а также физические лица, не проживающие в Испании, могли использовать денежные средства на этих счетах во внутренних песетах для осуществления инвестиций в Испании с предварительного разрешения Главного Управления внешнеэкономических операций Министерства торговли и туризма.

В 1991 г. был принят Королевский Декрет № 1816/1991 "О внешнеэкономических сделках", дополненный затем Декретами № 42/1993 и № 1638/1996 г., полностью либерализовавший все действия, торговые сделки и операции, которые совершаются между резидентами и не резидентами. Эта либерализация включает также свободное осуществление платежей и поступлений, являющихся результатом торговых сделок. Однако при этом испанское правительство сохраняет за собой право запрещать или лимитировать определенные сделки или платежи с не резидентами, если они серьезным образом затрагивают интересы страны или идут вразрез с решениями международных организаций, участником которых является Испания. Правительство оставляет за собой право принятия превентивных мер, если краткосрочное движение капиталов может нанести вред валютно-финансовому рынку страны.

Сохранен обязательный порядок уведомления о валютных операциях. При этом вся полнота ответственности возлагается на испанские физические и юридические лица, имеющие статус резидентов. Валютные операции осуществляются специально уполномоченными Банком Испании, коммерческими банками, которые ежемесячно представляют информацию в Центральную регистрационную службу Банка Испании для контроля и составления платежного баланса страны.

Основой валютного регулирования в Испании в настоящее время является строгий контроль за исполнением отчетности по движению денежных средств как резидентов, так и нерезидентов. В определенной степени это обеспечивается сопряжением форм отчетности в рамках Евростата, что дает возможность дублированного контроля производимых экспортно-импортных операций.
Физические и юридические лица - нерезиденты могут открывать банковские счета в Испании на тех же условиях, что и резиденты. Единственным дополнительным условием для открытия счета нерезидентом является наличие аккредитации, которое должно подтверждаться банку каждые два года.
Резидентам Испании предоставлено право открывать банковские счета за границей, как в песетах, так и в иностранной валюте, которые могут быть использованы для осуществления внешнеторговых сделок. При этом они обязаны дать информацию об открытии таких счетов в течение 30 дней от дня открытия в Банке Испании. Эти счета могут быть использованы для расчетов с нерезидентами, однако обязательным условием при этом является предоставление информации Банку Испании, если размер расчетной операции превышает 1 млн. песет.

Нерезиденты, открывающие счета в Испании и осуществляющие вклады наличными как в песетах, так и в иностранной валюте и осуществляющие переводы за границу, обязаны предоставить информацию о происхождении этих денег.

В Испании строго регламентирован вывоз и ввоз наличных средств (банкнот, монет, чеков). Так, если сумма превышает 1 млн. песет (около 7 тыс. долл.), она подлежит обязательному декларированию перед таможенными органами, в противном случае эти денежные средства могут быть реквизированы таможней. Эта норма распространяется также на нерезидентов при ввозе валютных средств.

При вывозе денежных средств в сумме свыше 5 млн. песет (около 35 тыс. долл.), необходимо получить разрешение от Генеральной дирекции торговой политики и иностранных инвестиций Министерства экономики и финансов (Декрет № 1638/1996).

Нормативным актом1/1994, изданным Банком Испании 25 февраля 1994 г., регулируется купля-продажа иностранной и национальной валюты при совершении торговых операций, оформленных чеками, платежными поручениями или другими финансовыми документами.

Если сумма не превышает 500 тыс. песет, банковская операция по купле-продаже валюты осуществляется без каких-либо условий.
При превышении этой суммы резидент обязан письменно декларировать перед банком содержание торговой сделки.
Если сумма купли-продажи валюты превышает 1 млн. песет, нерезидент обязан иметь аккредитацию, при отсутствии которой банк не имеет права совершать валютную операцию.
Движение капиталов - предмет отдельного законодательного регулирования, сохраняющего и в настоящее время ограничительные рамки как по секторам экономики (так, иностранные инвестиции в игорный бизнес, воздушный транспорт, телевидение, радиовещание, и отрасли оборонной промышленности допускаются только по специальному разрешению Совета Министров Испании), так и по объему, субъектам и распределению капитала создаваемых с иностранным участием фирм.

Законодательством Испании, в частности, предусматривается осуществление административными органами контроля за прямыми иностранными инвестициями, когда иностранное участие превышает 50 % капитала испанской фирмы при условии, что объем инвестиций превышает 500 млн. песет (3,6 млн. долл.), осуществляемых в соответствующую компанию в срок 6 месяцев начиная с даты оформления инвестиционной операции.

В финансовой системе Италии органами, уполномоченными осуществлять валютный контроль, являются Центральный Банк Испании и Главное управление казначейства и финансовой политики Министерства экономики и финансов.

Компании, организации и отдельные лица, ответственные за нарушение валютного законодательства, могут привлекаться к административной или судебной ответственности. Ходатайство по данным нарушениям возбуждается Генеральной дирекцией торговой политики и иностранных инвестиций Министерства экономики и финансов или налоговыми инспекционными органами Испании.


 






Рейтинг@Mail.ru

Goodstudents Goodstudents



Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник (администратор сайта).