Goodstudents.ru

Главная

Задачи по статистике с решениями и выводами Изучение сезонных колебаний в статистике – курсовая работа
Изучение сезонных колебаний в статистике – курсовая работа


Изучение сезонных колебаний в статистике – курсовая работа


К сезонным колебаниям относят все явления, которые обнаруживают в своем развитии отчетливо выраженную закономерность внутри годичных изменений, т.е. явления, более или менее устойчиво повторяющиеся из года в год колебания уровней.

Для измерения сезонных колебаний статистикой используются различные методы. Наиболее простые и часто употребляемые из них:

· метод абсолютных разностей;

· метод относительных разностей;

· построение индексов сезонности.

Применяя способ абсолютных разностей, оперируют непосредственно размерами этих разностей, а при использовании метода относительных разностей определяют отношение абсолютных размеров указанных разностей к выровненному уровню.

Индекс сезонности рассчитывается по непосредственно эмпирическим данным:

,

где - средняя для каждого месяца минимум за три года,

- среднемесячный уровень для всего ряда.

Совокупность индексов сезонности отражает сезонную волну. Для наглядного представления сезонной волны индексы сезонности представлены в виде графика (рис.3)


Для выделения сезонной волны определяется средний уровень товарооборота за каждый месяц по трехлетним данным и общая средняя за весь период. Средний уровень товарооборота за месяц получается делением суммы уровней на число лет (в данном примере их 3), а общая средняя получается делением суммы уровней товарооборота за все три года на 36. Затем определяется абсолютное отклонение средних месячных показателей от общей средней: -.

Для нахождения относительных разностей абсолютные отклонения делятся на общую среднюю и выражаются в процентах.

При вычислении индекса сезонности средний уровень соответствующего месяца относится к общей средней.

Все результаты вычислений приведены в таблице 4.

Таблица 4 Изменение сезонных колебаний товарооборота фирмы

год


мес.

1995

1996

1997

итого
за весь
период,
млн.руб.

средний
ур-нь
за мес.,
млн.руб.

абсол.
откл. от
общей
средней

относит.
откл. от
общей
средней,%

индекс
сез-ти,
%

1

750,00

1008,00

943,00

2701,00

900,33

-52,49

-5,51

94,49

2

875,00

1008,00

945,00

2828,00

942,67

-10,16

-1,07

98,93

3

784,00

998,75

945,00

2727,75

909,25

-43,58

-4,57

95,43

4

833,00

963,50

924,00

2720,50

906,83

-45,99

-4,83

95,17

5

857,50

920,00

946,00

2723,50

907,83

-44,99

-4,72

95,28

6

960,00

966,00

968,00

2894,00

964,67

11,84

1,24

101,24

7

984,00

943,00

968,00

2895,00

965,00

12,17

1,28

101,28

8

1008,00

987,00

967,50

2962,50

987,50

34,67

3,64

103,64

9

980,00

1010,50

967,50

2958,00

986,00

33,17

3,48

103,48

10

1004,50

1034,00

968,00

3006,50

1002,17

49,34

5,18

105,18

11

1029,00

966,00

946,00

2941,00

980,33

27,51

2,89

102,89

12

1032,00

966,00

946,00

2944,00

981,33

28,51

2,99

102,99

Итого
за все
месяцы

11097,00

11770,75

11434

34301,75

952,83

Анализ полученных результатов

По данным таблицы 4 и, особенно, по графику сезонной волны легко определить, что товарооборот фирмы подвержен незначительным сезонным колебаниям.

Товарооборот минимален весной (до мая) и с конца зимы, что очевидно, т.к. весной большая часть населения работают на огородах, на садовых участках и т.д. (людям некогда смотреть телевизор); а следовательно и снижается спрос покупателей на телевизоры по сравнению с покупками лета и осени, периодами сравнительного роста и стабилизации спроса, а также с повышением спроса в мае и в середине зимы, которая характеризуется временем многочисленного числа праздников (Новый год, Рождество и т.д.), ростом затрат на всевозможные подарки, (в том числе и на телевизоры), по телевизору показывают в это время очень много интересного. В связи с этим фирме можно рекомендовать несколько путей дальнейшего развития:

- если руководство фирмы заинтересовано в стабильной работе круглый год, то необходимо или значительно увеличить затраты на рекламу, скидки, дополнительные льготы и т.д. во время спада покупательской активности(с февраля по май) простимулировать спрос в это время, или же ,по возможности, сменить ассортимент. В результате фирма сможет сохранить объём товарооборота, а также, что не маловажно, остаться на виду у покупателя, не растерять свой имидж и престиж.

- Если же руководство не готово идти на значительные издержки при стимулировании спроса или при переориентации, то необходимо подготовиться к снижению товарооборота, минимизируя свои издержки (отправить в отпуска продавцов или рабочих, сдать в аренду часть торговых и производственных площадей, уменьшить количество рабочих смен или время работы магазинов и т. д.). Недостатком этого варианта является уход фирмы из поля зрения покупателей, в результате чего, возможно некоторое сужение в будущем рынке сбыта, т.к. о фирме могут просто забыть.

В целом же сезонное планирование работы очень важно для деятельности любой организации.  Далее рассмотрим индексный анализ факторов динамики.


 






Рейтинг@Mail.ru

Goodstudents Goodstudents



Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник (администратор сайта).