Государственный кредит - шпаргалка по финансам
Гос. кредит — это совок-ть эк. отнош. между гос-вом в лице его органов власти и управл-я, с одной стороны, и физ. и юр. лиц — с другой, при кот. гос-во выступает в кач-ве заемщика, кредитора и гаранта.
Как эк. категория гос. кредит нах-ся на стыке двух видов ден. отнош-й — финансов и кредита — и несет черты как тех, так и других. В кач-ве звена фин системы он обслуживает формир-ние и исп-ние централизов денеж фондов гос-ва, т.е. бюджета и внебюдж фондов. Как один из видов кредита гос. кредит имеет ряд особенностей, отлич-щих его от классич-х фин-х категорий, например налогов. В отлич от налогов он имеет добровольный хар-р, хотя в истории нашего гос-ва известны случаи отхода от принципа добровол-ти при размещении займов. Если налоги движутся только в одном направлении — от плат-ка в бюджет или во внебюдж фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплач-х или ошибочно взыск-х сумм), то основой гос. кредита явл-ся его возвр-ть и платность: через опред период времени внесен сумма возвр-ся с %.
Гос. кредит отличается от др видов кредита. Так, если при предост-и банк кредита в кач-ве обеспеч-я обычно выступают какие-то конкрет ценности — тов на складе, незаверш пр-во, то при заимств-нии ср-в гос-м обеспечением кредита служит все им-во, нах-ся в его собств-ти, им-во дан территор ед-цы или к.-либо ее доход.
Как фин категория гос. кредит выполняет три ф-ции фин-в: распределит-ю, регулир-ю и контрол-ю.
1. Через распред ф-цию гос кредита осущ-ся формир-е централиз-х ден фондов гос-ва или их исп-ние на принципах срочности, платности и возвр-и. Выступ в кач-ве заемщика, гос-во обесп-т дополн ср-ва для фин-ния своих расходов. В промышл развит странах гос. займы явл-ся осн источником фин-ния бюджет дефицита. Положит воздействие распредел ф-ции гос кредита заключ-ся в том, что с ее пом налог бремя более равномерно распр-ся во времени. Налоги, кот взим-ся в период фин-ния расходов за счет гос займа, не увелич-ся (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом когда кредиты погашаются, налоги взим-ся не только для их упл, но и для погаш-я % по задолж-и.
2. Регулир ф-ция гос кредита закл-ся в том, что, вступая в кред отнош, гос-во вольно или невольно воздействует на сост-е ден обращ-я, уровень % ставок рынке денег и капиталов, на пр-во и занятость. Гос-во рег-т ден обращение, размещая займы среди разл групп инвесторов. Выступая на фин рынке в кач-ве заемщика, гос-во увел-т спрос на заем ср-ва и тем сам способ-т росту цены кредита. Чем выше спрос гос-ва, тем выше при проч равн усл-х уровень ссудного %, тем более дорогим стан кредит для предприн-й. Дороговизна заемн ср-в вынуждает бизнесменов сокращать инв-ции в сферу пр-ва, в то же время она стимул-т накопления в виде приобр-я гос ц.б.
3. Контр ф-ция гос кредита. Однако она имеет свои специф особ-ти, порожденные особ-ми эт категории: 1) очень тесно связана с деят-ю гос-ва и состоянием централиз фонда ден ср-в; 2) охватывает движ-е ст-ти в обе стороны, т.к. предполагает возврат и возмездность получения ср-в; 3) осущ-ся не только фин стр-рами, но и кредит инстит-ми.
Похожие материалы |
Нахождение стоимости основных и оборотных средств
Анализ Высшего учебного заведения методом SWOT
Оценка эффективности инвестиций - находим NPV, IRR, окупаемость