Goodstudents.ru

 

 

 

 

 

Статьи по анализу ассортимента Оптимизации затрат Оптимизация ассортимента на основе АВС-метода как инструмент повышения рыночной стоимости предприяти
Оптимизация ассортимента на основе АВС-метода как инструмент повышения рыночной стоимости предприяти


Оптимизация ассортимента на основе АВС-метода как инструмент повышения рыночной стоимости предприяти

к.э.н. И.А. Астраханцева, к.э.н. Е.В. Одинцова

Оптимизация ассортимента на основе АВС-метода и линейного программирования как инструмент повышения рыночной стоимости предприятия

Стратегической целью деятельности коммерческого предприятия является повышение капитализации бизнеса, то есть функция максимизации стоимости предприятия. Управляя предприятием, базируясь на  максимизации его стоимости, необходимо учитывать разнообразные показатели, связанные с деятельностью предприятия. В данной статье мы ставим цель оптимизации ассортимента предприятия, для достижения которой предлагаем отталкиваться от цели максимизировать валовую прибыль предприятия, что с нашей точки зрения ведет и к повышению стоимости предприятия. Под валовой прибылью в соответствии с пунктом 23 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.07.99 №43н, понимается разность показателей, отраженных по строкам 010 «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)» и 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг».

Довольно популярно при учете затрат в целях оптимизации ассортимента переносить косвенные затраты на продукцию, основываясь только на одной базе распределения, сумме начисленной заработной платы основных производственных рабочих или прямых затратах на материалы. Однако, развитие новых технологий и автоматизация процессов, как капиталоемкие ресурсы, способствуют росту косвенных затрат и сокращению доли прямых затрат труда в общих затратах. Следовательно, использование прямых затрат труда как единственной базы для распределения косвенных затрат может дать неверную информацию о прибыльности продуктов. Применение достоверных данных является первоочередным требованием для успешного выбора ассортимента продукции.

Мы согласны с И. В. Ивашковской в том, что как показывает реальный опыт внедрения управления стоимостью, наиболее успешные на этом пути компании изменяют подходы к управленческому учету, переходя на системы учета «по функциям и видам деятельности» (activity based costing, ABC-метод), которые позволяют, по сути, выделять факторы стоимости компании на каждом этапе цепочки создания ценности и распределять косвенные затраты в соответствии с вкладом конкретного фактора в создание стоимости. Такой подход дает возможность точнее отслеживать причины изменений в уровне затрат, контролировать затраты и, следовательно, более эффективно управлять ими. Поэтому авторами статьи предлагается оптимизировать ассортимент на основе АВС-метода, учитывая при этом три уровня видов деятельности: виды деятельности уровня единицы, общепроизводственные виды деятельности уровня партии и общепроизводственные виды деятельности уровня цеха. Косвенные затраты видов деятельности уровня единицы распределяются на продукцию пропорционально количеству произведенных единиц продукции. Следовательно, при увеличении объема производства, издержки этого типа деятельности увеличиваются. Виды деятельности уровня партии выполняются при каждой обработке партии продукции. При этом потребление производственных ресурсов пропорционально количеству обработанных партий. Носители затрат, используемые в деятельности, связанной с партиями продукции, также называются «носителями (двигателями) партии».  Общепроизводственные виды деятельности уровня цеха необходимы для продолжения производства и продажи отдельных продуктов. Затраты этих видов деятельности могут быть отнесены на каждый продукт, но не должны распределяться на основе количества произведенных единиц или партий продукции, так как уровень объема производства не оказывает на них влияние. Единственным способом предотвратить появление  затрат общепроизводственных видов деятельности уровня цеха является прекращение производства продукции.

Как уже было замечено, для оптимизации ассортимента мы предлагаем отталкиваться от цели максимизации валовой прибыли предприятия. В разработанном методе, валовая прибыль может быть вычислена как разница валовой выручки за определенный период и суммы затрат на труд производственных работников, материалы и косвенные виды деятельности, потребляемые продуктами в течение того же период.

Заметим, что предложенный метод  имеет следующие характеристики, отличающие его от традиционных методов оптимизации ассортимента продукции:

1. Традиционный метод принятия решения о выборе оптимального ассортимента продукции базируется на предположении, что в системе существуют только два ограниченных ресурса: прямой труд и материалы. Другими словами, традиционный метод игнорирует факт, что косвенные виды деятельности, выполняемые в компании, могут также иметь ограниченную производительность. Следовательно, они могут стать узкими местами точно так же, как прямые ресурсы. Разработанный авторами метод находит решение этой проблемы с помощью включения в него связанных с производительностью ограничений для косвенных ресурсов, а также прямых ресурсов.

2. Выделены три категории видов деятельности: общепроизводственные виды деятельности уровня цеха, общепроизводственные виды деятельности уровня партии и виды деятельности уровня единицы продукции, которые включены в модель посредством использования различных типов ограничений.

3. Поскольку предлагаемый метод при определении оптимального ассортимента продукции и узких мест компании использует более точную информацию о затратах по сравнению с традиционным методом, то менеджменту становится проще сфокусироваться на подходящих ресурсах для улучшения эффективности системы в целом.

4. В дополнение к точному определению узких мест системы предлагаемый метод четко показывает количество свободных ресурсов каждого вида деятельности. Зная заранее об имеющейся избыточной производительности, доступной в течение определенного периода, менеджеры могут принять решение о продаже свободных ресурсов системы другим компаниям на данный период, и, следовательно, увеличить рентабельность.

С нашей точки зрения, ситуация в стране вышла за пределы периода экономического кризиса и стагнации, и в настоящее время мы являемся свидетелями экономического роста тех предприятий, на которых грамотно и обдуманно построены организационные процессы.

 

02.09.07 г.





Похожие материалы



 






Goodstudents Goodstudents



Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник (администратор сайта).