Goodstudents.ru

 

 

 

 

 

Статьи по анализу ассортимента Оптимизации затрат Управление производственной программой промышленного предприятия на основе оптимизации ассортиментной политики статья
Управление производственной программой промышленного предприятия на основе оптимизации ассортиментной политики статья

Управление производственной программой промышленного предприятия на основе оптимизации ассортиментной политики статья

Одинцова Е.В., к.э.н., доцент

Управление производственной программой промышленного предприятия на основе оптимизации ассортиментной политики

Одним из важных аспектов хозяйственной деятельности предприятия является его ассортиментная политика, поскольку она напрямую связана с ценовой политикой, производственным процессом, и, в итоге, с финансовым результатом организации. В ходе проведения ассортиментной политики важно составить оптимальную ассортиментную матрицу, при ее формировании определяющими являются факторы внешней и внутренней среды, поскольку воздействуют на организационные процессы. Автором выделены определяющие факторы при составлении ассортиментной матрицы (табл.1).

Табл. 1. Определяющие факторы при составлении ассортиментной матрицы

 

Факторы внутренней среды

Факторы внешней среды

- АВС-анализ;

- маржинальный доход на единицу продукции;

- время присутствия продукции на рынке;

- внутренние факторы риска (в сфере обращения и управления);

- наличие данной продукции у конкурентов;

- наличие субститутов;

- анализ способов использования продукции;

- известность (рекламируемость) продуктов;

- наличие в ассортименте продукции разного диапазона цен;

- опрос потребителей;

- внешние факторы риска (политические, научно-технические, социально-экономические, экологические);

 

Их учет является важным условием для рентабельной деятельности предприятия. Факторами внутренней среды можно управлять внутри предприятия посредством воздействия на процессы, происходящие в организации. Факторами внешней среды управлять сложнее, их следует анализировать и разрабатывать мероприятия по предотвращению отрицательных последствий воздействия факторов внешней среды на деятельность компании. Схематичное отражение факторов внутренней и внешней среды упрощает их анализ, то есть позволяет их контролировать.

Автором структурно отображены наиболее известные методы формирования и оптимизации ассортимента (рис.1).

В ходе планирования и управления ассортиментом, прибылью и себестоимостью важно подразделять затраты по видам. Существует несколько классификаций затрат. Автором предлагается классифицировать затраты в системе АВС исходя из следующей классификации операционных видов деятельности промышленного предприятия (рис.2).

Рис. 2. Классификация операционных видов деятельности промышленного предприятия

(оригинальная версия)

Организации необходимо выбрать такой метод учета затрат и калькулирования, на основе которого руководство будет способно принять грамотные управленческие решения, что, в итоге, максимизирует ее валовую прибыль. Широко внедряемый в последние годы метод калькулирования в системе директ-костинг как инструмент управления затратами не всегда решает проблему распределения растущих косвенных затрат. Производственные косвенные затраты переносятся на себестоимость готовой продукции пропорционально одной-двум базам распределения затрат (чаще всего это прямые трудозатраты и затраты на материалы). Непроизводственные косвенные затраты непосредственно списываются на финансовый результат без распределения на себестоимость готовой продукции. При этом автоматизация процессов и развитие производства приводят к росту косвенных затрат на предприятии при снижении доли прямых затрат, что недооценивают методы, основанные на системе директ-костинг. Метод АВС позволяет сосредотачиваться на определенных действиях, увидеть ограниченные ресурсы в разрезе операции, тем самым способствует выявлению узких мест системы и их устранению. Метод АВС позволяет уделить должное внимание косвенным затратам, следовательно, управление затратами становится более гибким.

Для формирования и оптимизации ассортимента посредством применения АВС-метода предлагается использовать следующий алгоритм (рис. 3). Его новизна: выделение последовательных этапов процесса осуществления АВС-анализа. На основе перечисленных факторов принимается решение

Рис. 3. Алгоритм применения АВС-анализа формирования оптимального ассортимента продукции

(оригинальная версия)

по ассортиментной матрице.

Для достижения целевой стратегической функции деятельности предприятия разработана математическая модель, основанная на концепции

Рис. 4 Принципиальный подход к формированию оптимального ассортимента

(оригинальная версия)

АВС-метода и линейном программировании, позволяющая максимизировать валовую прибыль предприятия за счет нахождения оптимального ассортимента продукции. В предлагаемой модели, прибыль может быть вычислена как разница общей выручки за определенный период и суммы прямых трудовых затрат, материалов, комплектующих и косвенных затрат по видам деятельности промышленного предприятия (рис. 5). С учетом четырех вариантов развития событий целевая функция формирования оптимального ассортимента будет выглядеть следующим образом:

Ограничивающие условия:

Условные обозначения:

Цi – цена продажи одной единицы продукции i;

N – общее количество различных видов продукции, которое возможно произвести в компании;

ЗМi – материальные затраты на единицу продукции i;

ЗПi – заработная плата основных производственных рабочих на единицу продукции i;

Кi – количество единиц продукции i, произведенных в определенный период времени;

Бi – бинарная переменная;

РПiразмер партии продукта i;

УДед – фактический уровень деятельности (единица); УДп – фактический уровень деятельности (партия); УДопц фактический уровень деятельности (цех);

СРед ставка прямых затрат по каждой операции на единицу продукции i

СРпар ставка общепроизводственных затрат по каждой операции на уровне партии продукции i;

СРопц – ставка общепроизводственных затрат по каждой операции на уровне цеха i;

С – номер маршрута; КПiС – количество партий продукции i , произведенной в ходе маршрута C в течение определенного периода i = 1, 2, 3 ,...,N;

УЗедiС – удельные затраты по каждому виду деятельности продукции i, следующей по маршруту С; Тi1 и Тi2 – целые, взаимно исключающие друг друга переменные;

 

КОЕ (КОЕП) – общее количество операций на уровне единицы (уровне единицы и партии);

ОКО – общее количество операций;

Иi1 i2)– первоначальные постоянные затраты для продукта i, то есть элемента в НПи2 НПИ3 (НПИ3); НПи1 – набор продукции i без дополнительных постоянных затрат;

НПи2 (НПИ3) – набор продукции i с единовременными (двукратными) постоянными затратами;

НП1 набор независимой продукции;

НП2 (НП3) – первый (второй) набор взаимно исключающей продукции;

НПалт1 (НП алт2) – набор продукции без (с) возможностью производства сторонними силами;

НПгиб1 (НПгиб2) – набор продукции с опцией гибкости деятельности (без данной опции);

УПi1 (УПi2) величина уровня производства Пi, которая достигается при однократных (вторичных) постоянных затратах; Вi – бинарная переменная;

УЗедi1 (УЗедi2) – удельные затраты по каждому виду деятельности единицы продукции i, если один из видов деятельности этой продукции выполняется внутри (вне) предприятия;

УЗпарi1 (УЗпарi2) – удельные затраты по каждому виду деятельности партии продукции i, если один из видов деятельности этой продукции выполняется внутри (вне) предприятия;

УЗопцi1 (УЗопцi2) – удельные затраты по каждому виду деятельности уровня цеха, если один из видов деятельности этой продукции выполняется внутри (вне) предприятия;

ДМ (ДЗ) – денежные средства, которые могут быть направлены на приобретение материалов (на оплату прямого труда);

НППi (ВППi) – нижний (верхний) предел количества единиц продукции, которое может быть произведено в соответствии с рыночным спросом и продано компанией в течение определенного периода времени;

Л - очень большое число; Ci1, Ci2 – бинарные переменные, такие что:

(25)

(26)

 

Все переменные больше или равны нулю.

Применение оригинальной математической модели оптимизации ассортимента позволяет при наличии данных по граничным условиям поставленной задачи, имеющимся в системе, и заданной функции определить оптимальную структуру производимой продукции посредством максимизации валовой прибыли предприятия.

Список литературы

1. Астраханцева, И.А., Одинцова, Е.В. Методические аспекты формирования ассортиментной политики предприятия [Текст]: Вестник ИГЭУ, Вып. 1, Иваново, 2006, 115 с., сс. 44-47

2. Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет [Текст]: учебник. – М.: Омега-Л, 2006. – 571 с.

3. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д.Сондерс, В. Вонг / Пер. с англ. – М.:Вильямс, 2003. – 943 с

4. Кукукина, И.Г. Управленческий учет [Текст].–М.: Финансы и статистика, 2004. – 399 с.

5. Цены и ценообразование [Текст]: Учебник / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: Проспект, 2005. – 360 с.

 




 






Goodstudents Goodstudents



Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник (администратор сайта).