Goodstudents.ru

 

 

 

 

 

Статьи по анализу ассортимента Оптимизации затрат Использование метода «АВС-костинг» при формировании оптимального ассортимента продукции
Использование метода «АВС-костинг» при формировании оптимального ассортимента продукции


Использование метода «АВС-костинг» при формировании оптимального ассортимента продукции

д.э.н., доцент АСТРАХАНЦЕВА И.А., ОДИНЦОВА Е.В.

Россия, Иваново, Ивановский государственный энергетический университет

 

Использование метода «АВС-костинг» при формировании оптимального ассортимента продукции

 

 

Стратегической целью деятельности коммерческого предприятия является максимизация его рыночной стоимости. Одним из путей увеличения капитализации бизнеса является оптимизация операционной прибыли предприятия. Для этого необходимо подобрать такой ассортимент выпускаемой продукции, который бы максимизировал эту прибыль с учетом допустимого риска.

Традиционным подходом к решению вопроса о структуре выпускаемой продукции является следующая целевая функция:

(1)

 

где Кi количество единиц изделия i, произведенных в определенный период времени;

N – общее количество различных видов изделий, которое возможно произвести в компании;

Прi – прибыль на единицу изделия i.

При традиционном подходе к учету издержек, косвенные расходы переносятся на продукцию, основываясь только на одной базе распределения затрат. В этом случае целевая функция по максимизации операционной прибыли может быть рассчитана следующим образом:

(2)

 

где Цi – цена продажи одной единицы продукции i;

ЗМi – материальные затраты на единицу продукции i;

ЗПi – заработная плата основных производственных рабочих на единицу продукции i;

Нкосв – ставка косвенных расходов (частное общей величины косвенных расходов и заработной платы производственных рабочих.

Однако автоматизация производства намного увеличивает процент косвенных расходов. Следовательно, использование прямых затрат труда как единственной базы для распределения косвенных издержек может дать неверную информацию о прибыльности продукции. Поэтому для достижения поставленной цели авторами предлагается использовать «АБС-костинг». Эта система может предоставить необходимую информацию посредством распределения косвенных издержек на продукцию, основываясь на носителях затрат. Авторы предлагают рассматривать издержки исходя из следующей классификации видов деятельности.

Рисунок 1. Классификация видов деятельности в системе «АВС-костинг»

Косвенные издержки деятельности уровня единицы распределяются на продукцию пропорционально количеству произведенных единиц. Следовательно, при увеличении объема производства, издержки этого типа деятельности увеличиваются.

Деятельность уровня партии выполняется при каждой обработке партии продукции. При этом потребление производственных ресурсов пропорционально количеству обработанных партий.

Общепроизводственные виды деятельности уровня цеха необходимы для продолжения производства и продажи отдельных продуктов. Издержки этих видов деятельности не должны распределяться на основе количества произведенных единиц, так как уровень объема производства не оказывает на них влияние.

Общехозяйственная деятельность предприятия направлена на поддержание уровня производительности. Ее издержки рассматриваются общими для всех продуктов.

В результате, общая структура предлагаемой модели по принятию решения о структуре выпускаемой продукции будет выглядеть следующим образом:


 

 

(3)

где КОЕ – общее количество операций уровня единицы;

ОКО(КОЕП) – общее количество операций(уровня единицы и партии);

УЗедi удельные прямые затраты по каждому виду деятельности единицы продукции i;

УЗпарi (УЗопцi) –удельные общепроизводственные затраты по каждому виду деятельности партии продукции i (уровня цеха);

СРед – ставка прямых расходов по каждой операции на единицу продукции i;

СРпар (СРопц) ставка общепроизводственных расходов по каждой операции на уровне партии продукции i (на уровне цеха);

КПi количество партий изделия i, произведенных в установленный срок, i = 1,2,3,…,N; Бi – бинарная переменная.

Кроме того, в предлагаемом подходе к формированию оптимального ассортимента продукции необходимо выделить четыре варианта развития событий:

1. Учет фактора производства взаимноисключающей продукции, когда компания может производить разные ассортиментные наборы.

2. Учет фактора гибкости продукции, при котором могут быть использованы разные технологические маршруты изготовления продукции.

3. Учет фактора внешней деятельности, при котором компания может часть деятельности выполнять силами сторонних организаций.

4. Учет фактора постоянных затрат, т.е. учитывается, что постоянные затраты являются таковыми в определенном релевантном диапазоне.


Рисунок 2. Принципиальный подход к формированию оптимального ассортимента

Таким образом, с учетом 4 вариантов развития событий целевая функция формирования оптимального ассортимента продукции будет выглядеть следующим образом:


 

 

 


 

 

(4)

где РПiразмер партии продукта i; С – обозначает альтернативы маршрутизации. В данном случае C=1,2;
КПiС – количество партий продукции i , произведенной в ходе маршрута C в течение определенного периода i = 1, 2, 3 ,...,N C=1,2;
УЗедiС – удельные затраты по каждому виду деятельности продукции i, следующей по маршруту С;

Тi1 и Тi2 – целые, взаимно исключающие друг друга переменные, такие что сумма Тi1 и Тi2 равняется Кi., то есть одна должна равняться нулю, когда другая равняется Кi. ;

Иi1 i2)– первоначальные (вторичные) постоянные издержки для продукта i, то есть элемента в НПи2 НПИ3 (НПИ3) ;

НПи1 – набор продукции i без дополнительных постоянных затрат;

НПи2 (НПИ3) – набор продукции i с единовременными (двукратными) постоянными затратами;

НПалт1 (НПалт2) – набор продукции без возможности производства сторонними силами (с возможностью) ;

НПгиб1 (НПгиб2) – набор продукции с гибкостью деятельности (без нее)

Ci1, Ci2 бинарные переменные, Ci1, Ci2 =0, 1.

Вi бинарная переменная;

УЗедi1 (УЗедi2) удельные затраты по каждому виду деятельности единицы продукции i, если один из видов деятельности этой продукции выполняется внутри (вне) предприятия;

УЗпарi1 (УЗпарi2) – удельные затраты по каждому виду деятельности партии продукции i, если один из видов деятельности этой продукции выполняется внутри (вне) предприятия;

УЗопцi1 (УЗопцi2) – удельные затраты по каждому виду деятельности уровня цеха, если один из видов деятельности этой продукции выполняется внутри (вне) предприятия.

Таким образом, предлагаемая авторами математическая модель позволит коммерческой организации максимизировать операционную прибыль предприятия с учетом выявленных рисков, что увеличит капитализацию бизнеса.

 





Похожие материалы



 






Goodstudents Goodstudents



Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник (администратор сайта).