Goodstudents.ru

 

 

 

 

 

Аннотации Ценообразование при разных системах управления затратами
Ценообразование при разных системах управления затратами

Ценообразование при разных системах управления затратами

Назначение цены на продукт является важнейшей задачей предприятия и искусством менеджеров. Затратный способ ценообразования рассматривается как более простой способ установления реальной цены.

В зависимости от полноты включения затрат в себестоимость продукции различают определение предельной продажной цены методом поглощения и методом вклада.

При калькуляции себестоимости методом поглощения определяется производственную себестоимость единицы. Коммерческие и управленческие расходы, а также желаемая прибыль включаются в процентную надбавку. Поэтому ценовая ведомость будем выглядеть следующим образом:

Таблица 1. Ценовая ведомость при методе поглощения

Показатели

Формула

1.

Прямые материалы

2.

Прямой труд

3.

Общепроизводственные расходы

4.

Итого производственная (продуктовая) себестоимость

1+2+3

5.

Надбавка на покрытие коммерческих, управленческих расходов и желаемую прибыль (в процентах от производственной себестоимости)

4 х %

6.

Предельная продажная цена

4+5

Надбавка на покрытие коммерческих, управленческих расходов и желаемую прибыль вычисляется следующим образом:

Процентная надбавка = (желаемая прибыль+коммерческие расходы+управленческие расходы)/(производственная себестоимость единицы * объем продаж)

Пример 5. Имеются следующие данные о расходах на производство продукции: переменные материалы – 2, прямой труд – 4, переменные общепроизводственные расходы - 1, постоянные общепроизводственные расходы- 30 000, объем продаж совпадает с объемом производства и составляет 6 000, постоянные коммерческие и управленческие расходы – 10 000, переменные коммерческие и управленческие расходы – 2,5, желаемая прибыль – 15 000. Составить ценовую ведомость.

Определим производственную себестоимость продукции, которая складывается из переменных материалов (2), прямого труда (4) и общепроизводственных расходов, которые являются переменными (1) и постоянными (30 000 – на весь объем, следовательно, на единицу продукции 3000/6000=6. Поэтому производственная себестоимость единицы составит 12.

Определим процентную надбавку:

 

 

Тогда ценовая ведомость выглядит следующим образом:

Показатели

Сумма

Прямые материалы

2

Прямой труд

4

Общепроизводственные расходы (1+ = 6)


6

Итого производственная (продуктовая) себестоимость

12

Надбавка на покрытие коммерческих, управленческих расходов и желаемую прибыль (55,56%)

6,67

Предельная продажная цена

18,67

Метод вклада подчеркивает поведение издержек. В основе ограниченной себестоимости лежат переменные издержки, а постоянные общепроизводственные, коммерческие и управленческие издержки, желаемая прибыль находятся в процентной надбавке. Поэтому ценовая ведомость будем выглядеть следующим образом:

Таблица 2. Ценовая ведомость при методе вклада

Показатели

Формула

1.

Прямые материалы

2.

Прямой труд

3.

Переменные общепроизводственные расходы

4.

Переменные управленческие и коммерческие расходы

5.

Итого переменная (продуктовая) себестоимость

1+2+3+4

6.

Надбавка на покрытие постоянных расходов и желаемую прибыль (в процентах от переменной себестоимости)

5 х %

7.

Предельная продажная цена

5+6

Надбавка на покрытие постоянных расходов и желаемую прибыль вычисляется следующим образом:

Процентная надбавка = (желаемая прибыль + постоянные расходы) / (переменная себестоимость единицы * объем продаж).

Составим ценовую ведомость по методу вклада для примера 5.

Определим переменную себестоимость продукции, которая складывается из переменных материалов (2), прямого труда (4), переменных общепроизводственных расходов (1) и переменных коммерческих и управленческих расходов (2,5). Поэтому производственная себестоимость единицы составит 9,5.

Определим процентную надбавку:

 

Тогда ценовая ведомость выглядит следующим образом:

Показатели

Сумма

Прямые материалы

2

Прямой труд

4

Общепроизводственные расходы

1

Переменные управленческие и коммерческие расходы

2,5

Итого переменная (продуктовая) себестоимость

9,5

Надбавка на покрытие постоянных расходов и желаемую прибыль (96,49 %)

9,17

Предельная продажная цена

18,67

Предельная продажная цена обоими методами получается одинаковой.

Долгосрочный нижний предел цены – минимальная цена, покрывающая полные затраты предприятии на производство и реализацию продукции. Этот предел соответствует полной себестоимости продукции.

Краткосрочный нижний предел цены — цена, спо­собная покрыть переменные расходы предприятия. Этот предел со­ответствует переменной (ограниченной) себестоимости, рассчитанной по системе «директ-костинг».

Определим нижние пределы цены, используя данные примера 5.

Долгосрочный нижний предел цены соответствует полной себестоимости продукции, то есть необходимо учесть все расходы как на производство, так и на реализацию продукции.

Производственная себестоимость составляет 12, а расходы на управление и реализацию продукции составят ,

то есть полная себестоимость продукции составит 16,17 – это и есть долгосрочный нижний предел цены.

Краткосрочный нижний предел цены соответствует переменной себестоимости и равен 9,5.

Предположим, что в условиях недогрузки мощностей, предприятие получает дополнительный контракт на поставку своей продукции на 600 штук по цене 11. Стоит ли руководству предприятия принимать поступившее предложение?

Поскольку речь идет о дополнительном заказе, то все постоянные расходы уже учтены калькуляцией фактического выпуская продукции (6000 шт.), то есть заложены в себестоимость. Постоянные расходы не изменяются при изменении объема производства в релевантном диапазоне, поэтому принятие заказа не приведет к их росту. Поэтому, принимая решение в отношении дополнительного заказа, предлагаемую цену необходимо сравнивать с краткосрочным нижним пределом цены, а не с полной себестоимостью продукции. В данном случае переменная себестоимость составляет 9,5, а цена контракта 11, поэтому предложение следует принять. Этот контракт принесет дополнительную прибыль в размере: (11-9,5)*600=900.

А в случае рыночного метода ценообразования фирме уже известна цена, с которой следует выходить на рынок. Алгоритм вычисления последней будет следующим:

Таблица 3. Определение предельных расходов

Показатели

Формула

1.

Выручка от продаж

цена х количество

2.

Минус надбавка

а+b

a.

Управленческие и коммерческие расходы

b.

Желаемая прибыль

3.

Предельные производственные расходы

1-2

4.

Предельная производственная себестоимость

предельные расходы / количество

Определим предельную себестоимость для примера 5, если известно, что цена на рынке составляет 20.

Показатели

Сумма

1.

Выручка от продаж (20 х 6000)

120000

2.

Минус надбавка

a.

Управленческие и коммерческие расходы (10 000 + 2,5 х 6000)

25 000

b.

Желаемая прибыль

15 000

3.

Предельные производственные затраты

80 000

4.

Предельная производственная себестоимость единицы (80 000 / 6 000)

13,33

Предельная производственная себестоимость единицы продукции составила 13,33, а фактическая себестоимость 12, поэтому при рыночной цене 20 предприятие получит дополнительную прибыль в размере: (13,33-12)*6000=8000.




 






Goodstudents Goodstudents



Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник (администратор сайта).